Если Китаю нужны двигатели Мотор Сич, то почему он не может их просто покупать у компании? Зачем покупать само предприятие?
Потом, польза иностранных инвестиций это когда нам приносят технологии. Это когда нас обучают новом производству. Даже сам Китай привлекал инвестиции только с этой целью: выдвигал требования о передаче технологий и созданию совместных предприятий.
И это наша проблема, что мы до сих пор не можем сформулировать зачем нужны иностранные инвестиции. Какие они должны решать задачи.
Потому иностранными инвестициями мы называем, что попало и кого попало.
Потому у нас не отличают продажу стратегического предприятия от продажи обычного кирпичного завода. И я более чем уверен, что вы можете инвестировать в Китай, но вас не допустят к покупке стратегического предприятия.
Зачем говорить про Китай? Ради интереса узнайте как Европа массово блокирует китайские инвестиции.
В 2018 китайская компания Yantai Taihai Group отказалась о приобретения Liefield Metal Spinning, после того как правительство Германии пригрозило заблокировать сделку. Суть в том, что немецкая компания производит оборудование в ядерной энергетике и аэрокосмической промышленности, и это приобретение угрожает нацбезопасности Германии.
Так же банк KFW от имени германского правительства заявил о приобретении блокирующего пакета акций энергетической компании 50Hertz и таким образом заблокирует приобретение этой компании китайцами.
Само же правительство Германии заявило, что снизит порог вмешательства для блокирования иностранных инвестиций в стратегические отрасли. Если раньше такой порог был на уровне 25%, то сейчас уже рассматривают сделки с приобретения инвесторами доли даже в 15%! При этом в зоне контроля оказываются не только большие компании, но и малые,и средние компании, что специализируются на высоких технологиях, потому как они являются более уязвимыми.
Германия не единственная развитая страна, что начала блокировать китайские инвестиции. Похожую инициативу обсуждают и в Франции. Несмотря на то, что Макрон является поклонником свободной торговли, он готов отступится от своих убеждений, если иностранные приобретения угрожают национальной безопасности. К примеру, как только Макрон стал президентом Франции, то он национализировал верфь STX. Сейчас же речь идёт о расширении сферы государственного вмешательства и существенно увеличить роль «золотых акций» правительства, чтобы блокировать нежелательные поглощения стратегических предприятий.
И так во всех развитых странах. Вы можете купить акции Rolls-Royce, но вы не сможете купить более 15% акций. И вас никто не допустит к управлению. А все потому, что у государство контролирует компанию через золотую акцию – это небольшая доля в компании, но с очень неограниченными правами.
Все это происходит на фоне того, что китайцы массово скупают стратегические предприятия Европы и европейцев есть опасения, что китайцы захватят ключевые отрасли и технологии. А Китай из аутсайдера уже превращается в доминирующую силу, способную вытеснить европейцев с их рынков.
Потому я абсолютно не согласен с критикой государства в ситуации с Мотор Сич. Плохо лишь то, что сама проблема решается очень коряво, ведь у нас это законодательно не закреплено, и ранее этот вопрос спускался на тормозах.