Прокормить Украину семенами подсолнечника, пшеницей, рапсом и соей невозможно. Эти сельскохозяйственные продукты являются основой производства агрохолдингов, которые доминируют в украинском аграрном секторе. Однако Украина – это страна с несколькими десятками миллионов человек с гораздо большими потребностями. Чтобы удовлетворить эти потребности, необходимо сильное и диверсифицированное сельское хозяйство. Сельское хозяйство, обеспечивающее внутренний рынок всем ассортиментом продуктов питания. На это способны многочисленные малые фермы. Между тем Украина готовится к изменениям, которые коснутся мелких фермеров, которые все еще удерживают внутренний рынок.
Ни мяса, ни овощей
По данным Государственной службы статистики (Укрстат), в прошлом году Украина экспортировала сельскохозяйственной продукции на общую сумму 22,2 млрд долларов США. Сельскохозяйственный сектор, на который приходилось 45,1% экспорта, был основой торговли нашего соседа. При этом, однако, из-за границы было импортировано продуктов питания на 6,5 млрд долларов.
«Аграрная сверхдержава» продала растительной продукции на 11,9 миллиарда долларов, из которых 9,4 миллиарда долларов пришлось на зерновые культуры. Одновременно с этим Украина потратила 2 миллиарда долларов США на закупку растительной продукции за рубежом, зафиксировав рост этого сегмента импорта на целых 10,8% по сравнению с 2019 годом. Скота и продуктов животноводства было продано на 1,19 млрд долларов США (снижение почти на 7% по сравнению с 2019 годом), и при этом куплено на 1,25 млрд долларов (на 17,4% больше, чем годом ранее). По сравнению с 2019 годом экспорт жиров увеличился на 21,7 процента, достигнув уровня 5,76 миллиарда долларов. Импорт обработанных пищевых продуктов увеличился на 13,5 процента – до 2,97 млрд долларов. Импорт продовольствия Украиной уже составил 12 процентов всего прошлогоднего импорта.
Страна с миллионами гектаров лучших сельскохозяйственных земель в мире покупает все больше и больше продуктов питания за рубежом из-за агрохолдингов, заинтересованных только в экспортных монокультур, приносящих им огромную прибыль.
Парадокс заключается в том, что страна с миллионами гектаров лучших сельскохозяйственных земель в мире закупает все больше и больше продуктов питания за рубежом. Это объясняется прибыльностью различных сегментов сельского хозяйства, в которых доминируют агрохолдинги, заинтересованные только в высокодоходных экспортных монокультурах.
Как он сообщил Украинский институт экономики сельского хозяйства, в прошлом году уровень рентабельности производства подсолнечника составил 39,4 процента и был самым высоким в сельскохозяйственном секторе. Рентабельность выращивания подсолнечника увеличилась на целых 16% по сравнению с 2019 годом. На втором месте в рейтинге – зерно, рентабельность которого выросла с 11,8 процента в 2019 году до 20 процентов в 2020 году.
Эта тенденция определяет направление, в котором украинское сельское хозяйство уже развивается и, скорее всего, продолжит – сосредоточение внимания на наиболее прибыльных экспортных культурах и полное игнорирование менее прибыльных культур, которые составляют основу продовольственной безопасности страны. В результате Украина имеет все основания стать мощным импортером продуктов питания. Признаки этого уже видны в статистике и в повседневной жизни миллионов украинцев, и сегодня зачастую в украинских магазинах проще найти картошку из Египта и зелень из Израиля, чем на украинских полях и огородах.
Рентабельность овощеводства в несколько раз ниже, чем, например, семечки подсолнечника – в 2019 году она составляла 7 процентов, а в прошлом году – 8,3 процента.
Таким образом, площади под выращивание овощей сокращаются, а цены на них растут: лук вырос за год на 100%, капуста – на 30%, свекла – на 20%.
По оценке вице-президента Национальной академии сельскохозяйственных наук Ануша Баляна, сокращение площадей под овощными культурами связано с тем, что крупные хозяйства не хотят их выращивать, потому что это дорогие в промышленном сельском хозяйстве культуры.
Если говорить о прибыльном сегменте, это только производство молока – здесь рентабельность остается стабильной на уровне около 20%. С другой стороны, животноводство и птицеводство имеют отрицательную рентабельность.
В Украине будет все меньше и меньше домашнего мяса. По данным Укрстата с 1990 года поголовье крупного рогатого скота в Украине сократилось в восемь раз. По состоянию на 1 июля текущего года в стране насчитывалось 3,23 миллиона голов крупного рогатого скота, из них 1,7 миллиона коров. В последний год перед распадом СССР, в тогдашней Украинской Социалистической Советской Республике, поголовье крупного рогатого скота достигло 25,2 миллиона, из которых 8,6 миллиона составляли дойные коровы. За последний год поголовье крупного рогатого скота уменьшилось на 270 тысяч, коров – на 100 тысяч.
В ожидании высоких цен
В украинском сельском хозяйстве преобладают агрохолдинги, ориентированные на экспорт. На внутренний рынок они поставляют все меньше и меньше основных продуктов питания, и цены на продукты питания растут быстрыми темпами, становясь недоступным для миллионов украинцев, которые пытаются свести концы с концами.
Это прекрасная возможность для польских сельхозпроизводителей и производителей продуктов питания, которые могут завоевать украинский рынок более дешевыми и качественными продуктами. Первые ласточки уже есть – например, все большую долю сыров, продающихся сегодня в украинских магазинах и на базарах, составляют продукты из Польши – они дешевле отечественных, а польская «Молочка» уже стала синонимом качества.
Сегодня в украинских магазинах и на рынках продается все больше польских сыров, которые дешевле отечественных, а польская «молочка» уже стала синонимом качества.
«Украинская семья тратит в среднем 50 процентов своего дохода на еду. В то время как европейская – в среднем от 12 до 18 процентов на еду. В Украине этот показатель худший в Европе. Средняя белорусская семья тратит на еду до 32 процентов дохода, а российская – до 36 процентов», – отмечает экономист Олег Пензин.
Рост цен на основные продукты питания намного опережает инфляцию, в то время как последняя остается на уровне около 10%, по последним данным. В июле цены на продукты питания на внутреннем рынке выросли на 19,9 процента в сравнении с прошлым годом.
Между тем украинские эксперты аграрного рынка прогнозируют, что осенью нашего соседа ожидает очередная волна повышения цен на продукты питания. Мясо подорожает на 5-10%, а цены на крупу будут расти на 1,5% ежемесячно. Эта тенденция уже началась – только в июле говядина и птица подорожали на 3 процента. В качестве основной причины эксперты называют постоянный рост цен на электроэнергию и газ .
Международный валютный фонд уже много лет требует повышения цен на энергоносители и их транспортировку, привязывая выполнение этих требования к очередному траншу.
«Происходит довольно резкий рост цен на энергоносители, на несколько десятков процентов – газ и электроэнергию. И топливо не стоит на месте. А поскольку энергоносители являются обязательным элементом затрат на производство всех без исключения товаров и услуг, это влечет за собой цепную реакцию – повышение цен на всё», – прокомментировал экономист Андрей Новак. По его мнению, правительство могло бы легко замедлить этот процесс, продавая дешевую электроэнергию с государственных атомных электростанций с небольшой маржой вместо того, чтобы открыть рынок для дорогостоящей электроэнергии с угольных электростанций, принадлежащих олигархам. То же самое и с дешевым природным газом местной добычи, который Украина ежегодно добывает несколько миллиардов кубометров. По словам экономиста, природный газ должен продаваться по цене, формирующейся из затрат на добычу собственного газа, увеличенной на маржу и стоимость дополнительных закупок дорогого импортного газа, а не по цене, действующей на европейском рынке, как это сегодня.
Обложат нищету налогом
Так что ситуация плохая, и есть много признаков того, что она станет еще хуже. В июле украинский парламент принял закон в первом чтении, радикально меняющий налогообложение фермерских хозяйств.
В отличие от польских фермеров, украинцы должны платить подоходный налог с продаваемой ими сельскохозяйственной продукции, ставка которого для мелких фермеров равна общей ставке подоходного налога – 18 процентов и 1,5 процента – военный сбор. До сих пор существовал закон, освобождающий от налогообложения доход, полученный от своей земли фермерами, обрабатывающими не более 2 гектаров.
Запланированные изменения налогообложения приведут к тому, что владельцам небольших ферм, которые сегодня являются одним из основных поставщиков местных рынков, станет невыгодным выращивать что-либо для продажи.
Согласно законопроекту, теперь доходы, полученные только от фермерских хозяйств с площадью до 0,5 га, будут освобождены от налогов. При этом доход фермера будет считаться доходом без учета производственных затрат. Такой подход будет означать, что владельцы этих небольших ферм, которые сегодня являются основными поставщиками продовольствия для местных рынков перестану выращивать что-либо для продажи.
Ожидается также увеличение налоговой нагрузки для крупных хозяйств, работающих сегодня на общих основаниях.
Кроме того, законом предусмотрено введение минимального налога для владельцев земель сельскохозяйственного назначения – не менее 4,5 процента от нормативной-денежной оценки. Независимо от того, получил ли фермер доход или нет, он будет вынужден платить фиксированную сумму за гектар, которая значительно выше, чем ставка сельскохозяйственного налога в Польше сегодня (около 38 долларов США за гектар пашни), В Украине – около 90 долларов за гектар. Такое бремя для жителей глухой украинской провинции будет невыносимым и, по мнению экспертов, приведет к тому, что мелких собственников вынудят сдавать землю за копейки агрохолдингам, ориентированным на производство лишь нескольких экспортных культур.
Будет меньше хорошей земли
Изменение климата усугубляет ситуацию. Об этом сообщил министр сельского хозяйства Роман Лещенко. В последнее время под угрозой оказались две трети сельскохозяйственных земель Украины.
«Мы считаем, что необходимо перейти к более рентабельной обработке почвы с технологической точки зрения. Увеличить долю органического производства», – прокомментировал он. Однако, как выясняется, вместо того, чтобы действовать в этом направлении, правительство вносит изменения, которые подрывают основу такого сельского хозяйства – вместо небольших ферм, правительство предоставляей все новые преференции агрохолдингам, безжалостно истощающим свои земли за счет выращивания монокультур.