Кто-нибудь в Украине написал про енергетическую катастрофу в Техасе? НЕТ. Потому что это “картина маслом” нашего будущего– как дерегулированная, приватизированная энергетика приводит к социальному коллапсу. Это то, по каким граблям не идет, а БЕЖИТ украинская власть в энергетической сфере.
“Рынок нас спасет”. Да хрен там.
Провальный штат внутри несостоявшегося государства – ТЕХАС
Трагедия – вот что происходит, когда общество отказывается инвестировать в социальные блага.
Причины и следствия на пальцах объясняет экономист и социолог Умаир Хак.
Свирепая зимняя погода, охватившая большую часть центральной и южной части Соединенных Штатов, привела к рекордно низким температурам и оставила миллионы американцев без электричества.
Самые масштабные отключения электроэнергии были в Техасе, где во вторник из-за минусовых температур были отключены более 4 миллионов домов и предприятий. Также масштабные отключения электричества в имли место Мехико и Орегоне.
На Техас приходится примерно 8% экономики США, так что это, вероятно, окажет сильное влияние на общую экономическую активность.
Миллионы без электричества и тепла. Минусовые температуры. Дефицит еды. Пустые полки в супермаркетах. Люди жгут свою мебель, чтобы согреться. Выглядит, как сцена из фильма-апокалипсиса, но это всего лишь описание последние несколько дней… в Техасе. Все это – результат непогоды и снегопадов. Америка уже сейчас общепризнана как несостоявшееся государство, а внутри нее среди собственных штатов одним из лидеров неудач является Техас, как показали последние несколько ужасающих дней.
Как такое произошло? Ирония в том, что Техас – крупнейший производитель энергии в Америке и вот внезапно ее не хватает чтобы согреть собственных жителей в зимнюю бурю. Это называется “failed state” – провальный штат.
Лидеры Техаса, как и ожидалось, обвинили во всем кого угодно, кроме себя. Выплеснулось много лжи. Ветряки замерзли, солнечные панели засыпало снегом и они вышли из строя! Обман и манипуляция. То, что произошло в Техасе, объясняется очень просто: очередной провал неолиберализма. Яркий пример, как выглядит будущее нашей цивилизации, если мы радикально не изменим подходы, и собираемся вообще пережить этот век.
Примерно в 2000 году Техас дерегулировал свой энергетический рынок. Теперь любой здравомыслящий экономист скажет вам: это примерно так же глупо, как отдать свои сбережения Берни Мэдоффу (известный финансовый мошенник). Потому что энергия – это природная монополия, кртическая коммунальная сфера. Но где Америка, а где логика, факты, разум. Забудьте. Техас в полноте олицетворял Америку в своей безумной, извращенной, отсталой идеологии приватизации, индивидуализма, жадности, «самодостаточности», обобщенное под одним термином: неолиберализм.
Результаты были предсказуемы и удручающи. Цены услуги для потребителей никогда не падали – монополии, помните? Они всегда были заняты обчищением карманов потребителей, у которых нет выбора. Хуже того, гигантские энергетические корпорации сделали то, что обычно делают в своем стремлении к максимизации прибыли: недоинвестировали в обслуживание и обновление старой, ветхой инфраструктуры. Система разваливалась годами и вот была отправлена в нокаут метелью и снегопадом.
Пошел снег. Температура упала. И энергетика не выдержала – треснуло как стекло. Миллионы людей остались без электричества при “канадских” морозах. Водопроводные трубы полопались и замерзли. Полки в магазинах опустели, люди отчаянно запасались едой. Техасцы осознали, что на самом деле значит жить в несостоятельном государстве.
И кто же это устроил? Ни мексиканцы, ни евреи, ни чернокожие, ни мусульмане, как любят говорить трамписты в таком постоянно-красном штате. Это последствия капиталистической неолиберальной системы, которая отдала критическую инфраструктуру во владение “эффективных частных собственников” и на откуп рынку, который должен был все сделать только лучше.
Каждой стране нужны системы, достаточно устойчивые, чтобы противостоять экстремальным погодным явлениям. Снегопад или похолодание едва ли можно считать таковыми, но даже в этом случае причина проста: системы не были готовы к усиливающимся изменениям климата. Это не просто пример «глобального потепления», что сейчас является уже устаревшим термином, а скорее усиление всевозможных крайностей: экстремальной жары, сильного холода. Наводнений и засух.
Функционирующему обществу необходимо создать системы, которые смогут противостоять эпохе экстремальных явлений. Речь идет в первую очередь не только о коммунальных системах, таких как энергосистемы и водопроводы, но и продуктовой безопасности.
Еда – большая проблема. У нас нет ничего даже отдаленно напоминающего устойчивую продовольственную систему – цепочки поставок централизованы, монополизированы и могут быть разрушены просто по щелчку!! – на примере Техаса. Но настоящий фейерверк произойдет, когда изменение климата усилится до такой степени, что глобальный урожай станет ГЛОБАЛЬНЫМ неурожаем. Что происходит, когда не хватает кофе, чая, пшеницы, сахара? Кому это достается? Что решает проблему? Деньги – или насилие?
Ниже уровня еды находятся настоящие базовые основы жизни. Воздух и вода. Если последний год не стал для вас тревожным звонком, то это странно. Что было в дефиците? Чистый воздух. Беспрецедентные пожары лишили нас кислорода для дыхания. У нас почти не стало воздуха, чистого от коронавируса, за пределами наших домов. И как говорят эпидемиологи – это лишь небольшая пандемия… А что, если следующий год будет еще более смертоносным?
Почему планета становится экстремальным местом? Ответ на этот вопрос очень простой, и он вам не понравится. Природа сопротивляется. Она пытается нас убить или, по крайней мере, поставить на место. Для природы мы самые разрушительные и агрессивные виды во всей истории. Ни одно другое живое существо не вызвало собственного массового вымирания – для этого потребовались гигантские метеориты из космоса или мега-извержения. Мы – единственный биологический вид, вызвавший свое собственное вымирание.
Это потому, что наши системы хищнические: мы кормимся с ферм, где с живыми существами обращаются как с рабами, которые живут короткой, мучительной жизнью, а затем их безжалостно убивают машины. Мы используем энергию от останков мертвых существ, а не солнечного света или ветра, загрязняя землю и убивая еще больше живых существ.
Наши социальные системы жестоки и деструктивны – они формируют мышление насилия, высокомерия и превосходства. Образование, занятость, социальные нормы, культура – все они превозносят образ доминирующего «альфа-самца», прививают такие ценности, как эгоизм, безжалостность и хитрость, если не откровенную жадность.
Согласно нашим социальным системам, «умный» человек – это тот, кто может заработать миллиард долларов и отправить в ад планету, демократию, будущее и всю цивилизацию. Моя собачка – не личность, хотя у нее больше социальных и эмоциональных способностей и интеллекта, чем у любого прихорашивающегося придурка из Лиги Плюща.
Сочувствую ли я жителям Техаса? Конечно. Никому не пожелаешь сжигать свою мебель, чтобы согреться.
Но есть очень большая разница между, скажем, гибелью Амазонии и замерзающим на морозе Техасом. Амазония не выбирала такую судьбу. А Техас выбрал ее сознательно.