28 октября Конгресс США созывает руководитель крупных нефтяных компаний, таких как BP, Chevron, Exxon, Shell и других, для дачи показаний о десятилетиях дезинформации о чрезвычайной климатической ситуации.
Этот процесс планируется по образцу Генерального соглашения о табачных изделиях, в соответствии с которым в 1990-х годах удалось привлечь крупные табачные компании к ответственности за дезинформацию, которую они распространяли, отрицая вредное воздействие табака, вынуждая их выплачивать крупные компенсации. В результате этого и аналогичных судебных исков компании Big Tobacco стало сложнее рекламировать или спонсировать мероприятия. Сигареты стали рассматривать как продукт, вредный для здоровья, что привело к значительному сокращению его потребления во всем мире.
Крупные нефтяные компании знали о последствиях и вредном воздействии своей отрасли на климат более полувека, но сознательно скрывали это, распространеняя при этом дезинформацию, подкупая политиков, выступавших против экологического законодательства, лгали об альтернативах, таких как электромобили, использовали социальные сети для дискредитации доказательств чрезвычайной климатической ситуации , заставляя нас поверить, что только потребители несут ответственность за эту проблему. Индустрия взяла на вооружение в основном те же методы, которые применялись табачной промышленностью. Когда появились научные доказательства всей серьезности климатической чрезвычайной ситуации, нефтяные компании посвятили себя имитации борьбы за улучшения – разработке программ, маскировавших объемы добычи, на самом деле пытаясь увеличить добычу, заботясь только о максимизации своей прибыли. Распространяли ложь об использовании водорода или о технологиях декарбонизации, продолжать оправдывать добычу нефти.
Неужели конец нефтяной эры близок? К сожалению, до этого еще далеко. Современный мир по-прежнему зависит от нефти, и избавиться от нее по-прежнему невозможно, если мы не хотим обрушить экономики. Но привлечение нефтяных компаний к ответственности за их ложь и бедствия, к которым они привели, имеет смысл, равно как и количественная оценка и понимание того, сколько нефти должно оставаться в земле, чтобы предотвратить наихудшие последствия глобального потепления.
И хотя избавиться от нефти в одночасье нереально, вести себя как обычно и ничего не делать – тоже не решение. Крайне важно разработать планы по выведению нефти из потребления менее чем за три десятилетия, вынудив всех, кто причастен к этому, внести изменения в свою повестку дня и, прежде всего, начать делать это немедленно, а не ждать до последнего момента.
Нефтяная промышленность ведет себя точно так же, как табачные компании в прошлом веке, и они должны нести ответственность за нанесенный ущерб. Будем надеяться, что работа, которая начнется 28 октября следующего года, станет началом значительных изменений.