На днях в украинских СМИ можно было встретить информацию о том, будто повышение коммунальных тарифов, ограничение субсидий за счет повышения минимальной зарплаты и предоставление частным коллекторам права отбирать жилье у неплатежеспособных граждан — это все звенья приватизации предприятий энергетики, чтобы передать наши энергокомпании приближенным к власти олигархам. А это, в свою очередь, может сделать ценообразование на коммунальные услуги фактически неконтролируемым…
Есть ли основания верить этим догадкам? Приведет ли приватизация к росту цен на коммунальные услуги? Что ждет украинцев, которые не могут платить за коммуналку, и будут ли госисполнители честно выполнять свою работу?
Польша вовремя передумала
Дело в том, что в вопросе приватизации предприятий нет однозначности. Но очевидным и бесспорным фактом остается то, что предприятия по добыче и поставке энергии всегда считались и являются стратегически и жизненно важными в любой стране мира. Не следует отрицать и тот факт, что они почти всегда существуют как своеобразная монополия.
По мнению господина Тарнавского, в Польше исходили из того, предоставит ли такая приватизация необходимые инвестиции для строительства новых энергоблоков различных ТЭЦ и не идут ли они в разрез с национальной безопасностью страны.
«В этом случае опыт приватизации отдельных электростанций и локальных дистрибуторских компаний в конце 90-х годов прошлого столетия был для Польши скорее отрицательным, чем положительным. Новые иностранные владельцы, безусловно, повышали эффективность своих активов, однако они воздерживались от реализации крупных проектов. Поэтому было решено сделать ставку на крупные государственные (или со значительной долей государства) компании, которые могли бы быть конкурентоспособными на мировом рынке и имели бы возможность от своего имени привлекать кредиты к ключевым финансовым иностранным институтам.
Эти компании должны быть вертикально-интегрированными, таким образом, покрывать всю производственно-сбытовую цепь, начиная от добычи каменного угля и заканчивая розничным поставкам электроэнергии. Такие компании уже позже показали большую эффективность своей работы. При чем, если в Украине действует одна подобная негосударственная компания, — ДТЭК — которая принадлежит нашему богатейшему олигарху Ринату Ахметову, то в Польше есть четыре такие государственные», — отмечает он.
Таким образом, опыт Польши показывает, что мелкие генерирующие и дистрибуторские компании, находящиеся в частных руках, достаточно слабые для того, чтобы начинать большие проекты. А на иностранных инвесторов особой надежды в этом вопросе также нет.
Государственные компании в Польше смогли выйти на нормальные (и кстати, таки контролируемые тем же государством) тарифы на предоставление жилищно-коммунальных услуг и населению, и предприятиям. В наше время на эти компании приходится около 70% генерации энергии и 85% ее дистрибуции.
Следовательно, не все государственное, то есть то, что принадлежит государству, — плохо.
Относительно коммунальных предприятий, то их приватизация, к примеру, уже в достаточно развитой Великобритании 20 лет назад, дала очень негативный результат — сейчас большая так называемая шестерка энергетических компаний практически наживается за счет 2,5 миллионов британских семей, фактически диктуя им цены на отопление и электроэнергию.
В Украине, как мы видим, все сводится к монополизации, наступающей с соответствующей приватизацией. Надо ли нам становиться на те же грабли?
Конечно, отрасль поставки тепла, электроэнергии и других услуг в дома населения — весьма выгодная. Ведь этот бизнес не знает ни кризисов, ни неблагоприятной конъюнктуры рынка, ни других проблем. Так, греть воду, дома и включать свет люди будут при любых экономических условиях. И все олигархи, которые окончательно приватизируют предприятия энергетики, будут «закладывать это в свои тарифы. И никто из них не будет заинтересован в их снижении.