Михал Козак, польский корреспондент в Украине, продолжает жечь напалмом. В ведущем польском финансовом издании Obserwator Finansowy (Национального банка Польши) вышла разгромная статья о проведенном правительством Украины экономическом аудите – “Триллион долларов упущенных возможностей — государственный аудит экономики Украины”.
«Осенью правительство Украины провело первый в истории страны экономический аудит. Результатом стал печальный образ потенциально одной из самых богатых стран Европы, методично растрачивающей возможности своего развития.»
Он обращает внимание на то, что частная собственность не стала панацеей. Мантра “частный собственник распорядится лучше” – не работает, сколько ее не повторяй.
“Почему наш сосед добился таких плачевных результатов, несмотря на то, что, как отмечают авторы аудита, «Украина получила одни из лучших стартовых условий и ресурсов после распада СССР и обретения независимости. В начале 1990-х годов Украина имела сформированный промышленный сектор с крупными горнодобывающими и металлургическими предприятиями, развитой машиностроительной и химической промышленностью и комплексом производств, производящих широкий спектр товаров народного потребления, как пищевых, так и непродовольственных».
Если принять во внимание, что около 90 процентов этого государственного ресурса было передано в частные руки, мы имеем ситуацию, которая представляет собой значительную умственную проблему для теоретиков, которые ищут ответ на вопрос, как случилось, что экономика с наименьшим государственным участием, в которой «эффективные частные собственники» захватили самые прибыльные сферы, стала одной из наименее эффективных.
На первый взгляд, аудит показывает, что изменения в экономике Украины полностью соответствовали мировым тенденциям. Во всем мире доля промышленности и сельского хозяйства постепенно снижалась, а доля услуг увеличивалась. В случае Украины доля промышленности снизилась с 50 процентов в 1991 году до 26 процентов в 2019 году сельское хозяйство – с 23 процента до 10 процентов, а сфера услуг выросла с 27 процентов до 63 процентов). Однако в Украине процесс деиндустриализации происходил намного быстрее, чем в других странах.
Более того, сокращение доли промышленности и сельского хозяйства не сопровождалось увеличением добавленной стоимости в других секторах, как это было в других странах. То есть, значительная часть высокоприбыльной технологически сложной промышленности и сельского хозяйства была потеряна, в то время как услуги развивались с очень низкой добавленной стоимостью. В результате сегодня ВВП Украины составляет всего 70 процентов от 1991 г. ВВП Советской Украины, в то время как в то же время другие страны региона увеличили свой ВВП в несколько раз.