Молодая американка: «С меня достаточно. Для американского капитализма у меня есть два слова: пошел в жопу».
Некоторые статьи настолько хорошо выражают суть проблем, что иногда удивляешься как они могут быть написаны без какого-то просветления?
Мы хотим хорошей жизни, пока этот мир еще существует. Но не уверены, доживем ли до среднего возраста на этой планете, поэтому самое меньшее, что мы можем — это сделать наши последние дни приятными. Но возможно ли это в принципе без того, чтобы выложить 100 000 долларов и оплатить шесть видов страховки.
Дело не только в том, что арендная плата запредельно высока. Не только в стагнации заработной платы. Не только в том, что расходы на здравоохранение и обучение астрономические — хотя и этого было бы достаточно. Мы превратили само выживание в товар. Нет ничего разумного, рационального или морального в том, чтобы брать деньги за предметы первой необходимости. Жилище, еда, здравоохранение, образование, вода, сообщество — все то, что нужно людям для нормального существования. Никто не должен платить только за то, чтобы остаться в живых.
Но мы платим. И каждый месяц платим больше, чем имеем.
Нужно ставить приоритеты, но нельзя делать их взаимоисключающими, например, одновременно желать количества и качества. Приоритеты требуют ранжирования. Если главный приоритет — качество жизни, то продуктивность исключается. Хороший бизнес и хорошая жизнь обусловлены принципиально разными мотивами, которые неизбежно противоречат друг другу.
Склонность к все большему и большему росту, независимо от того, есть ли от него польза — это характерно только раку. Склонность потреблять все больше и больше, независимо от того, полезно ли это для вас — это зависимость. Потребность брать больше, чем нужно, убивает наш разум, наше тело и нашу планету.
Подруга-иглотерапевт недавно сказала мне, что каждая проблема со здоровьем, которую она лечит, — это то, что китайская медицина назвала бы «болезнью избытка». Она говорит, что в этой стране нет ни одной серьезной болезни, вызванной недостатком. Дисбаланс этого обществе заключается в том, что у нас слишком много, а не слишком мало — слишком много стресса, слишком много отвлекающих факторов, слишком много стимуляции, слишком много дерьма. Мы живем слишком быстро, делаем слишком много вещей и переживаний, слишком много соперничества. Почему? Потому что наша дисфункциональная экономика и зависимое, жалкое общество, построенное вокруг нее, едва выживают в безжалостной погоне за излишествами.
Как и большинство представителей моего поколения, я много раз пыталась наскрести на жизнь этичным и подходящим мне образом. Но не нашла ни одной сферы, которая не заставляла бы вас страдать и работать в бешенном ритме. Я не не нашла ни одного места, где хотелось бы жить. Я не вижу, как законно добыть средства к существованию, кроме бесконечных «крысиных бегов». Невозможно жить в этой системе, и невозможно из нее вырваться. Но мы можем объявить бойкот. Мы не сможем сойти с дистанции, но можем замедлить гонку.
Реальный выход из ядовитого потребительского капитализма в том, чтобы делать меньше. Намного меньше.
В прошлом месяце я прочитала статью, вселившую в меня надежду, утраченную давным давно. Речь в ней шла о движении в Китае, которое называется танпин или «лежать на полу». Все больше и больше китайских миллениалов выбирают менее затратную жизнь и работают как можно меньше. Это движение не только является искусным актом протеста против китайской культуры работы до смерти и снижения уровня жизни, но и подрывает главные цели капиталистической экономики (примечание: да, китайская экономика — это форма капитализма ). Когда вы стремитесь жить как можно проще, вы подрываете неявную цель работать как можно больше. Когда вы меньше работаете, вы подрываете неявную цель — потреблять как можно больше.
Естественно, отказ от участия в «крысиных бегах» — это не только экономический, но и экологический протест. Тан-пин — одно из многих движений, направленных на активное сокращение производства и потребления — важное средство борьбы с экоцидом и изменением климата.
На макроуровне движение за сокращение роста в течение многих лет заявляло о необходимости положить конец бесконечному росту и поставить во главу угла условия жизни, а не производство и потребление в экономике. В прошлом году движение Gaianism установило новый праздник под названием «День чтобы ничего не делать для защиты климата». Идея заключалась в том, что, ничего не делая, мы одновременно сокращаем наши углеродные следы и вносим свой вклад в глобальную культуру, которая ценит благополучие выше прибыли.
Современная экономика убивает нашу планету и наше благополучие, потому что она не для людей. Так же как и современные правительства. Приведение нашей экономики и политики в соответствие с благосостоянием требует фундаментальной перестройки, и понадобится время, чтобы создать и построить новые системы, чтобы это произошло. Но нужно как-то выиграть время, и мы можем купить его, покупая меньше. Мы можем подорвать современные системы, работая меньше. Остановить их в одиночку не получится, но можно замедлить их, замедляя себя.
Итак, всех, кто устал также, как и я, призываю нас в соответствии с этим утверждением:
Хватит значит хватит.
С нас хватит этой абсурдной экономики. Мы отдали и извлекли из этого достаточно. Мы потребляли больше, чем нужно, производили больше, чем хотели, зарабатывали меньше, чем заслуживали, и тратили больше, чем могли. Давайте не будем больше отдавать ей нашу энергию. Давайте меньше работать, и больше жить!
Давайте станем ленивыми и непродуктивными. Давай попробуем то, что у нас плохо получается. Давай прекратим токсичное соперничество.
Если что-то не нужно для счастья, не будем гнаться за этим. Это же так просто.
Давайте работать меньше часов, жить в более дешевых местах. Давайте изучим базовые навыки, такие как садоводство, натуральная медицина, землеустройство и строительство. Давайте сажать больше лесосадов, откажемся от покупок в супермаркетах. Давайте делиться, созидать и жить менее коммерческой жизнью.
Нужно сломать эту нелепую систему всеми возможными способами. Чем сильнее мы отказываемся играть по этим правилам, тем сильнее она сломается, предоставив больше возможных альтернатив.
Настало время объявить забастовку потребительской культуре. Пора менять мир, делая меньше. Хватит значит хватит.