Так выглядит сегодня любой населенный пункт
Хозяйственные вопросы выходят на первый план там, где отсутствует нормальная структура управления. Именно потому, что вместо политических вопросов органы местного самоуправления занимаются, якобы, «хозяйственными вопросами» и «оказывают услуги», главной реальной задачей местного самоуправления становится тотальный дерибан собственности и бюджета. Это не случайность, не воровство отдельного «плохого чиновника», это следствие существующей постсоветской системы местной власти.
Фактически представители исполнительной власти «покупают» лояльность отдельных депутатов, использую возможность нужного дележа бюджетного пирога. Но, даже, если отдельный депутат не соглашается на эту покупку, никаких реальных рычагов противостоять произволу исполнительной власти у него нет. Он не имеет своей команды профессионалов, его информационная политика на 100 процентов зависит от исполнительной власти. Депутат легко может принять участие в дерибане, и почти не может оказывать реальное сопротивление политики исполнительной власти в городе.
Кстати, в этом плане знаменитая политика Петра Порошенко, так называемой «децентрализации» (по сути не имеющей к децентрализации ни малейшего отношения), привела к увеличению концентрации капитала в руках исполнительной власти. Как результат – дальнейшая узурпация исполнительной власти в органах местного самоуправления.
Повсеместная картина, как в столице, так и в регионах говорит о полном отсутствии даже малейшей попытки стратегического осмысливания развития городов.
Да, формально в Конституции существует тезис о непосредственном участии граждан в управлении территориальной громады. Так называемая прямая демократия. Однако это чистая декларация. Сто пятидесяти процентная. И хотя непосредственно в год Майдана нормы прямой демократии в уставах территориальных громад были откорректированы (не везде, но были), уставы по-прежнему остаются филькиной грамотой, так как никаких ограничений полномочий органов местного самоуправления со стороны членов территориальных громад в законодательстве нет. То есть, люди могут что-то требовать, но власть вовсе не обязана их слушать. Даже такой механизм, как местный референдум, в Украине полностью ликвидирован. Фактически, получив власть на пять лет, органы местного самоуправления, без малейшего труда, могут полностью игнорировать мнение членов территориальных громад на протяжении всего этого срока.
Серьезным подспорьем для узурпации власти в органах местного является и сроки каденции. Пять лет невообразимый срок для каденции местного самоуправления. Это неизбежно ведёт к полному вырождению местной власти, ее окостенению.
Конечно, нельзя не учитывать, что ситуация, когда в выборах принимают участие огромные группы избирателей, финансово зависимых от действующей власти, это никак не способствует её очищению. На последних местных выборах, например, в Одессе, основными избирателями стали муниципальные служащие, их семьи, пенсионеры, получающие подачки от местной власти и студенты из общежитий, пришедшие по приказу своих ректоров – участников избирательной кампании. Это полная профанация демократии.