Еще раз о цепочках поставок, которые демонстрируют всю хрупкость глобализации. Все эти бананы в АТБ, картошка из Египта и концепция глобальной специализации на основе “конкурентных преимуществ” разных стран неолиберальной системы, нацеленной на эффективность в ущерб устойчивости – все это висит на хрупком волоске.
Одна неправильно съеденная летучая мышь или контейнеровоз, перекрывший канал, сводят все преимущества на нет. И то, что виделось как экономическая эффективность, сейчас приводит к запредельным убыткам. Вот так это и работает – когда краткосрочные выгоды и простые решения становятся причиной долгосрочных системных кризисов.
Аналитики пояснили, что задержка движения по каналу приведет к сбоям в цепочке поставок товаров в разные страны. Если контейнеровоз простоит на мели неделю, то рост мировой торговли может упасть за год примерно на 1,4 п. п., что в денежном эквиваленте означает потерю $ 230 млрд.
Этот контейнеровоз является символом современной ущербной системы – эти “контейнеровозы” невидимо присутствуют повсюду – в банковской сфере, продовольственной системе, политической системе, экономических взаимоотношениях, в экологии и энергетике. И это лишь вопрос времени, не ЕСЛИ, а КОГДА очередной такой корабль сядет на мель и перекроет все движение. О том, как все устроено и почему это не правильно, пишет известный экономист Лиетар Бернар.