В 2015 году Украина ввела 10-летний запрет на экспорт необработанной древесины (кроме сосны), а с 1 января 2017 года он также распространился и на этот вид древесины. Европейская комиссия установила, что решение Киева нарушает соглашение об ассоциации Украина-ЕС, и потребовала разрешения спора Арбитражной комиссией, предусмотренной в этом соглашении.
По данным Государственной фискальной службы, в ведении которой находятся таможни, в 2014 году из Украины было экспортировано 2,9 миллиона тонн необработанной древесины на сумму почти 255 миллионов долларов США. В 2015 году, до вступления в силу моратория, за границу было официально вывезено 2,5 миллиона тонн на сумму 250 миллионов долларов. В 2016 году легально экспортировано 1,7 миллиона тонн древесины на сумму 106 миллионов долларов. Позже уже можно было отследить легальный экспорт — в 2017 году было 10,7 тысячи. тонн стоимостью 880 тыс. Долларов, а через год 2,8 тыс. тонн стоимостью 197 тыс. руб. долларов.
Однако в действительности все было иначе. «Мораторий фактически не сработал. Вырубка лесов продолжалась, а необработанная древесина вывозилась за границу в качестве контрабанды», — говорят авторы исследования.
Мораторий распространяется не только на дрова, поэтому сегодня все контрабандные поставки идут за границу теоретически в печи, а на практике — на предприятия деревообрабатывающей промышленности ЕС.
По оценкам Минприроды, незаконная торговля древесиной составляет 5 миллиардов гривен. «Это большие деньги, которые можно потратить на уборку и тушение пожаров в лесах, в том числе на изменение структуры древостоя», — прокомментировал министр Роман Абрамовский.
Решение Брюсселя
В конце прошлого года арбитры вынесли решение, что в то время как запрет на экспорт ценных пород древесины, введенный Украиной в 2005 году, оправдан как мера, необходимая для защиты лесов, мораторий, введенный в 2015-2017 годах, не связан с сохранением истощающихся лесных ресурсов, тем самым нарушая соглашение об ассоциации Украины с ЕС. Арбитры рекомендовали Украине «принять все необходимые меры для добросовестного выполнения вышеупомянутого решения Арбитражной комиссии … с должным учетом всех соответствующих положений Соглашения об ассоциации, включая положения главы 13« Торговля и устойчивое развитие »в особое искусство. 293 Соглашения об ассоциации «Торговля лесопродукцией», которое обязывает Стороны «совершенствовать правоприменение и управление лесным хозяйством и содействовать торговле законными и устойчивыми лесными товарами».
«Окончательное решение арбитражной комиссии, созданной в соответствии с Соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС, показало, что украинский запрет на экспорт всей необработанной древесины противоречит Соглашению об ассоциации. Как следствие, ожидается, что Украина в ближайшее время приостановит действие запрета на экспорт, сообщила Европейская комиссия в пресс-релизе
Киев охлаждает радость
По мнению торгового представителя Украины в Евросоюзе Тараса Качко, ЕС теоретически достиг своей цели — объявил запрет на экспорт необработанной древесины, введенный Украиной в 2015 году, неприемлемым. Однако это не означает, что запрет на экспорт должен быть немедленно снят.
«Сначала арбитры решили, что экспорт древесины можно ограничить. Если есть веское обоснование, то ограничения могут существовать. Это, в частности, касается запрета на экспорт некоторых пород древесины, который был введен в 2005 году. Арбитры сочли это оправданным», — подчеркнул представитель Украины. «Во-вторых, арбитры понимают, что тема древесины очень деликатная и решение проблемы не может заключаться только в снятии запрета на экспорт. (…) Коллегия арбитров подчеркивает, что ее вывод не может быть сформулирован таким образом, чтобы создавать препятствия для Украины в управлении лесами в целях экономического развития. Предполагается, что это будет комплексное решение, а не простая отмена запрета на экспорт.
По словам представителя украинского правительства, достижение компромисса может занять много лет. В качестве примера он приводит арбитраж с США, проигранный ЕС в 1998 году, и переговоры о том, как выполнять его положения, которые длились целых 20 лет: найти взаимопонимание (…) ЕС говорит, что мы должны принять все быстро. Есть очень древнее римское изречение — Festina lente, что означает «спешить медленно». И так оно и есть, потому что на карту поставлен украинский лес, то есть весь Карпатский регион, который входит в состав нескольких европейских стран».
По словам Тараса Качко, немедленная отмена моратория была бы политически невозможной, а также нанесла бы большой ущерб не только украинским лесам, но и самому соглашению об ассоциации. «Это был бы ужасный результат для самого ЕС, который выглядел бы как хищный империалист в Украине», — предупредил он
Карпатский гордиев узел
Преимуществом для Киева, несомненно, является оценка экологической ситуации в Карпатах, главном регионе лесозаготовок, представленная ООН.
В конце июня прошлого года Украинские Карпаты в Ивано-Франковской и Черновицкой областях пострадали от наводнения, нанесшего огромный ущерб экономике региона. Было затоплено более 10 тысяч жилых домов, более 700 км дорог, почти 200 мостов разрушены и повреждены. В связи с катастрофой этим вопросом занялась Служба безопасности Украины, которая обратила внимание на возможную связь между последствиями наводнения и массовыми незаконными вырубками карпатских лесов.
«Офицеры службы заметили массовое уничтожение растительного покрова, что могло привести к экологической катастрофе. Служба предоставила в прокуратуру материалы о незаконных рубках, ненадлежащем ведении лесного хозяйства (…) Причины и условия, приведшие к человеческим жертвам, затоплению и затоплению инфраструктуры, зданий, полей, домовладений, повреждению и разрушению объектов в результате обследованы чрезмерных осадков. По одной из версий, они могут быть вызваны незаконным лесопользованием », — сообщили в СБУ.
Государственное агентство лесных ресурсов (DALR), отвечающее за состояние лесов, утверждает, что нет никакой связи между вырубкой лесов и наводнениями. «Лес может выдерживать определенное количество осадков, но не на том уровне, который мы видим сейчас в Карпатах. Давайте возьмем цифры — в среднем количество осадков в Ивано-Франковской области составило 2,8 млрд м3, а лес мог удержать максимум 200-250 млн м3. Всего 10 процентов. Что ж, лес не может остановить разлив горных рек. Лес — это не плотина для предотвращения наводнений и для удержания такого количества воды. Поэтому утверждения о том, что лесозаготовки являются причиной наводнений, являются манипуляциями и популизмом», — прокомментировал его тогдашний босс Андрей Заблоцкий.
По данным DALR, в последние годы рубок также стало намного меньше, чем раньше. В 2019 году в Карпатском регионе заготовлено 3,3 млн м3 древесины против 4,2 млн м3 в 2015 году. По данным агентства, в последние годы уровень заготовки древесины достиг 60-75% и годовой прирост и не превышал нормы. Просто официальные данные не учитывают массовую незаконную вырубку лесов, которой в полицейской статистике предостаточно.
Исполнительный директор экологических программ ООН Ингер Андерсен считает, что Карпатский регион находится под реальной и непосредственной угрозой вырубки лесов и изменения климата, и что Украина уже испытала эти последствия в виде наводнений. Воздействие ливней и наводнений, которые они вызывают, усилится и повлияет не только на экосистему, но и на экономику стран-соседей. Для сравнения: по расчетам ООН, Румыния понесла общий ущерб в 5 миллиардов долларов за 20 лет из-за незаконных рубок в своей части Карпат.
«За последние годы Украина пережила несколько разрушительных наводнений. Затопленные села и дороги. Разрушенные мосты. Погибшие люди. Отчасти это связано с изменением климата, но незаконные рубки под прикрытием проблем, с которыми столкнулась Украина, уничтожили большие участки леса, которые поглощают излишки воды и защищают от наводнений», — описала ситуацию Ингер Андерсен прошлой осенью во время конференции представителей стран, подписавших Карпатскую конвенцию. Как отметил представитель ООН, старые карпатские леса и их уникальное биоразнообразие исчезают опасными темпами, потому что леса вырубаются незаконно, а древесина вывозится за границу.
Можно предположить, что из-за близости региона, находящегося под угрозой, Польша рано или поздно ощутит негативные последствия вырубки украинских лесов.
Я попросил прокомментировать ситуацию с лесом Михала Козака, польского корреспондента в Украине — давление ЕС для вырубки наших лесов и снятия моратория на экспорт кругляка.
Михал дам мне в ответ ссылки на 2 статьи, которые он написал в 2016м и 2021 году на эту тему, одна из них в переводе на моем сайте (выше)
«Брюссель применяет двойные стандарты к своим лесам, которые строго защищает, и к украинским лесам, которые предлагает вырубить ради обеспечения работы своих бумажных фабрик и мебельных предприятий. На этом фоне выглядят довольно абсурдно его декларации о снижении выбросов, борьбой с изменением климата и стремлении к зеленой экономике. Тем более что мы не просто на одной планете — мы на одном континенте» — сказал Михал Козак.
Согласно Статьи Михала Козака 2016 — «Не время беречь лес», сегодняшний законопроект возвращает нас в 2015 год, когда предлагалось отменить действующий мораторий и ввести новые правила на рынке древесины. Чтобы ликвидировать серый рынок древесины, правительство хотело ввести систему электронного учета этого сырья.
«Изменится и способ торговли — древесина будет продаваться с аукциона отдельно для покупателей-резидентов и отдельно для нерезидентов Украины. Последний будет местом назначения излишков древесины, не закупленных компаниями, зарегистрированными в Украине.
Однако в правительственном проекте не решена главная проблема — сплошная вырубка украинских лесов. В этой связи он ограничивается только введением единой государственной системы учета древесины. Это заметила группа экспертов украинского парламента, высказавшая свое мнение по законопроекту. В конечном итоге было решено, что его не следует принимать.
Как подчеркнули парламентские эксперты, проблема лесопользования в том, что, согласно Лесному кодексу Украины, «леса Украины являются ее национальным достоянием» и выполняют множество защитных и социальных функций. С другой стороны, лесопользование «не может рассматриваться только в экономической плоскости, в частности в сфере международных торговых отношений» и должно осуществляться «с целью обеспечения защиты, восстановления и постоянного использования лесных ресурсов, принимая во внимание учитывать экологические, экономические, социальные и другие интересы общества».
Как напомнили эксперты, поводом для введения моратория в 2015 году стало желание переориентировать украинский экспорт древесины с необработанного сырья на производство готовой продукции из дерева, «создавая большую добавленную стоимость для лесной продукции, которая является национальным богатством», стимулируя развитие предприятий деревообрабатывающей промышленности, снижение доли необработанной древесины в структуре экспорта и охрана лесов в связи с обострением ситуации с нерациональным и неэффективным использованием лесных ресурсов и катастрофическими последствиями такой ситуации — оползнями, наводнениями, ветровой эрозией.
По их мнению, приоритетом государства должно быть обеспечение защиты лесных ресурсов, и в правительственном законопроекте об этом не говорится. Более того, метод регулирования рынка древесины, предложенный правительством, только указывает, кто будет иметь приоритет в доступе к сырью, но никоим образом не ограничивает экспорт сырья и, следовательно, вырубку леса, вызванную этим.
Эксперты также отметили, что договор об ассоциации содержит положения, которые не дают Европейскому Союзу права требовать согласия на неограниченную вырубку украинских лесов. В искусстве. 294 договора гласит, что «в целях содействия устойчивому управлению лесными ресурсами стороны обязуются работать вместе над улучшением применения закона и управления в лесном секторе». По мнению экспертов, это должно означать развитие совместных действий с Евросоюзом в этой сфере, которые учитывали бы интересы обеих сторон «не только краткосрочные, но и долгосрочные». Они также напомнили, что в соответствии с правилами ВТО Украина может ограничивать экспорт древесины не напрямую, а с помощью разрешенных мер, например, экспортных пошлин, налогов, сборов, квотных ограничений, экспортных лицензий и т. д.
Парламентские эксперты также указали на двойные стандарты Брюсселя в отношении лесов. Вот как выглядит политика управления лесами внутри самого ЕС:
«В ноябре 2015 года Европейская комиссия призвала Румынию прекратить незаконные рубки. Она пригрозила Румынии международным судом и суровыми штрафами. [В результате] 9 января 2016 года президент Клаус Йоханнис подписал закон, который гласит, что незаконная вырубка более гектара считается угрозой национальной безопасности », — напомнили они.
Не пора ли и нам перенимать передовой европейский опыт, перефразируя известную средневековую пословицу «Не слушай советов европейцев, а следуй их примеру»…
По сути, сегодняшний законопроект о «рынке древесины» в своем худшем виде возвращает нас туда, откуда мы начали — в 2015 год…