Создание валюты сообщества не для слабонервных. Для этого энтузиастам требуются годы усилий. Очень важно учиться на опыте других. Вот несколько советов, которые я почерпнул от экспертов и на собственном опыте.
Найдите группу людей с общими взглядами, которые вас понимают. Важно поделиться целями и ценностями со своей основной группой, иначе ваш проект тянуть в разные стороны. В какой-то момент он даже может разделиться на отдельные проекты; это часто лучше, чем пытаться бороться с людьми, которые хотят заниматься тем, что им нравится. Сосредоточьтесь на качественном найме волонтеров. Не расстраивайтесь, когда люди приходят и уходят.
1. Определите свои цели и расставьте приоритеты.
Вы хотите поддержать местный бизнес или людей с низким доходом? Вы хотите поощрять совместное использование поездок или помогать пенсионерам? У вас может быть много целей – местные валюты могут помочь решить многие проблемы, – но четко представляйте свои приоритеты и целевую аудиторию, поскольку от этого будут зависеть все ваши решения, включая то, какие свойства валюты вы будете применять.
«Валюта никогда не является самоцелью, ее следует рассматривать как средство, способствующее движению потоков внутри системы целого сообщества и экономики», – говорит эксперт по местной валюте и писатель Джон Роджерс. «Ее важнейшая системная роль – помогать недостаточно используемым активам и неудовлетворенным потребностям». Собрания сообщества, которые я проводил, генерировали множество идей, личных интересов и дурацких планов, не имевших практического применения. Цели проекта будут вашим компасом.
2. Выберите подходящий инструмент и сделайте его удобным в использовании.
Валюты не универсальны. Крайне важно, выбрать правильный инструмент, с возможностью расширения до нескольких инструментов позднее. Они должны быть такими же простыми в использовании, как и обычные деньги. НАСТОЯЩИЕ доллары Лоуренса, штат Канзас, прекратили свое существование, потому что у предприятий не было простого способа их потратить. Компания Vermont Business for Social Responsibility перешла на программное обеспечение с открытым исходным кодом для платежей между компаниями, настроить интерфейс под свои нужды и упростить использование приложения – очень разумное вложение.
3. Знайте свое сообщество
Если ваш инструмент сетевой, а сообщество в основном находится в оффлайне, он не зайдет. Как ваше сообщество использует деньги, каковы его активы и потребности? Разработайте план, основанный на реальной жизни вашего сообщества, а не только на ваших личных идеалах. Независимо от того, работаете ли вы с предприятиями, некоммерческими организациями или членами сообщества, опрашивайте их или проводите фокус-группы, чтобы протестировать новую валюту, прежде чем закончить ее дизайн (функционал).
4. Сделайте домашнее задание и найдите советника.
Найдите людей, реализовавших похожий проект. Поищите успешные примеры из практики. Многие люди отправляются в валютное приключение без карты. Учитесь на ошибках других. Ваши члены и партнеры будут доверять вам больше, если вы сделаете это домашнее задание.
5. Определите структуру управления и организации.
Любому проекту нужно хорошее управление. Джон Роджерс настаивает на этом: «Некоторые люди ругают меня за то, что я продолжаю говорить о важности управления, чтобы заставить валюту сообщества летать. Они говорят, что хорошо спроектированный проект локальной валюты «должен работать сам». Это хорошая теория, но я не знаю ни одной валюты, которая выдержала бы испытание временем без руководства, т.е. кого-то принимающего решения».
Люди будут ждать ответственного и прозрачного управления таким ценным ресурсом, как валюта – именно доверие определяет ее ценность. Поощряйте участие сообщества и их представительство в управлении проектом. Если это будет рабочий кооператив, посмотрите мою статью о рабочих кооперативах. Хотя многие валюты сообществ используются либо как традиционные некоммерческие, либо как коммерческие системы бартерного обмена.
6. Определите свой географический регион.
Наиболее эффективно ограничить вашу валюту размерами небольшого сообщества. Однако более широкая географическая область может обеспечить разнообразие услуг и товаров, которые делают валюту более востребованной. Однако слишком широкая территория, в размере страны или области, может быть бессмысленной и неэффективной для построения доверия и солидарности. В идеале это должна быть территория, достаточно разнообразная, чтобы обеспечить большинство товаров первой необходимости, и достаточно небольшая, чтобы обеспечивать прямой обмен, построение сообщества и подотчетность.
Именно по этой причине дела у региональных валют идут хорошо. Если вы не выращиваете еду в своем сообществе, возможно, понадобится расширить охват до фермерских хозяйств, которые продают вам продукты питания. Если вы не проживаете постоянно в своем районе, спросите совета у местных жителей, которые имеют опыт работы и представление о том, кто чем занят.
7. Информационно-пропагандистская деятельность
Проведение мероприятий по продвижению вашей валюты и участие в мероприятиях других групп повышает осведомленность, развивает альянсы, набирает членов / пользователей и волонтеров и формирует сообщество проекта. Определитесь со своей целевой аудиторией и познакомьтесь с ними там, где они есть. Знакомства, обучающие встречи и обмен навыками, примеры того, как работает валюта – хороший способ продвижения проекта. Предложите выступить, организовать стенд или организовать торговлю на соответствующих конференциях, фестивалях, рынках и других мероприятиях, чтобы продвигать вашу валюту среди потенциальных членов с соответствующими ценностями.
8. Развивайте партнерские отношения и относитесь к ним серьезно
Найдите дружественные организации, которые помогут набирать членов / пользователей, развивать партнерские отношения и повышать ваш статус в сообществе. Союзник может также служить финансовым спонсором, нести бремя организационных задач, пока вы сосредоточены на организации. Выбор партнерства должен зависеть как от ваших целей (например, выбрать экологическую организацию для поддержки садоводства или организацию в сфере социальной справедливости для охвата групп с низким доходом), так и от их способности оказывать поддержку, например, пространство для мероприятий, информационно-просветительская деятельность, тренинги или разработка программ. Хороший способ начать партнерство – провести презентацию для своих сотрудников, а затем спросить их, есть ли что-то, что они хотели бы получить с оплатой локальными деньгами, например, обновление веб-сайта, и помочь им в этом. Партнерские отношения лучше всего работают как улица с двусторонним движением.
9. Поддерживайте обращение валюты.
Бернар Лиетар, которого часто считают крестным отцом валют сообщества и который помогал разработать евро, говорит: «Именно здесь потерпели неудачу многие локальные валюты. Они не позаботились о том, чтобы обеспечить всю полноту торгово-обменных операций, сосредоточившись лишь на отдельном сегменте». Чтобы поддерживать оборот валюты, выявляйте неудовлетворенные потребности и недостаточно используемые ресурсы вашего сообщества, особенно те, которые не обслуживаются традиционной системой. Будьте свахой. Если пожилые люди нуждаются в общении, а вашему приюту для домашних животных нужны услуги социализации, или у вас есть безработные без профессиональных навыков, и некоммерческая организация или бизнес-стартап, которому нужны волонтеры, возможно, у вас есть совпадения.
Одна из самых больших ошибок – предполагать, что валюта все сделает сама. Один или несколько координаторов обмена жизненно важны, особенно вначале. В службе посещения медсестер банка времени Нью-Йорка есть двуязычный или трехъязычный координатор для каждой целевой группы. Регулярное общение по электронной почте, рассылка информационных бюллетеней и поддержка вашего веб-сайта постоянно напоминает участникам о том, что им предлагается и что необходимо, а также о важности взаимопомощи. В противном случае участники забывают о проекте и отдают предпочтение обычным деньгам. Многие валюты публикуют ежеквартальные информационные бюллетени с каталогами товаров и услуг.
Работа над обращением денег означает увеличение способов как зарабатывать и тратить валюту. Один из способов увеличения оборота – это привлечение организаций, предлагающих товары или услуги с высоким спросом, но при этом следить за тем, чтобы это не была игра в одни ворота. Один популярный магазин здоровой пищи разочаровался в местной валюте, которую они не могли найти, куда потратить, поэтому отказались от нее. Установите ограничения, чтобы сделать торговлю более устойчивой, например, продавая за такую валюту только в незагруженные часы или излишки товара.
10. Используйте свою валюту для финансирования своего же проекта
Если правительство так делает, то почему мы не можем? Если все участники согласны, не стесняйтесь оплачивать локальной валютой труд персонала, вознаграждения волонтеров, проведения мероприятий или маркетинга. Валюты, как известно, сложно финансировать. Опора на внешние пожертвования может обеспечить краткосрочную устойчивость проекта, но долгосрочную – более неопределенной. Использование вашей валюты для финансирования самого проекта является хорошей практикой в обучении ее применения. А также – членские или комиссионные платежи. Тем не менее, полезно максимально снизить порог входа в первый год или два, чтобы привлечь больше участников, привносящих в систему разнообразные навыки и товары для увеличения привлекальности вашей валюты (комиссии могут, наоборот, замедлить этот процесс).
Каталог со скудным количеством членов вряд ли будет стимулировать торговлю, как обнаружил ныне несуществующий проект “Berkeley BREAD”. Одна из самых активных ее участниц поняла, что заработанную на своих консультационных услугах валюту она не может потратить на то, что ей действительно необходимо. Или же, если в вашем магазине много всего полезного, люди будут стремиться принять в этом участие.
11. Не сдавайтесь, но будьте готовы изменить направление на полпути
На формирование валюты уходит как минимум несколько лет, в течение которых вы будете работать над проектом, привлекать участников и развивать местную торговлю. New Earth Exchange в Санта-Крузе, Калифорния, претерпела несколько перевоплощений за последние несколько лет, чтобы найти воплотить лучшие идеи, вместо того, чтобы зацикливаться на изначальной. Теперь они первопроходцы, интегрировавшие бартерный обмен онлайн-бизнеса с бумажной валютой под названием Sand Dollars.
Это большая работа. Если она приносит вам удовольствие – вы обязательно будете расти.
Эта статья была первоначально опубликована в 2012 году и была обновлена в 2018 году. Эта статья является частью серии практических руководств, которые соответствуют онлайн-курсу Think Resilience Post Carbon Institute. Курс Think Resilience подготавливает участников к системным знаниям, необходимым для принятия значимых действий, как это предлагается в этом и других руководствах серии «Как поделиться».