Норвегия уже владеет ошеломляющими 1,4% мирового богатства акций и активов. Их стоимость измеряемая в иностранной валюте, такой как доллары, евро и иены, увеличивается каждый год.
Основная причина, почему ее экономика сегодня мало зависит от нефти в том, что Норвегия в основном сохраняла деньги, а не тратила. Если вы зарабатываете миллион долларов в год, но живете так, как будто вы зарабатываете 50 000 долларов в год, то снижение вашей зарплаты до 50 000 не будет иметь большого значения для вашей повседневной жизни.
Для всех, кто побывал в Норвегии, это не удивительно. Норвегия не похожа на богатую нефтяную страну Персидского залива. В Норвегии нет такого проявления богатства, как в Дубай, где полиция водит гиперкары Bugatti. В Норвегии вообще не так много Bugatti, Bentley или Rolls Royce. На самом деле я еще ни одного не видел. Однако вы увидите много Tesla.
Как Норвегия тратит деньги
Норвегия не выглядит роскошной по нескольким причинам. Он просто не расходует бездумно свои деньги. Она их накапливает.
Норвегия тратит много денег на вещи, которые не всегда заметны и не очень привлекательны напервый взгляд. Например, на поддержание расселения людей (деурбанизации), поощряя их создавать небольшие семейные фермы. На такое не обращают внимания, но для страны это означает повышение качества продуктов и продовольственной безопасности.
Норвегия – одна из стран с самым низким уровнем использования антибиотиков в сельском хозяйстве. Сальмонелла встречается редко. В Норвегии можно есть сырые яйца. Это связано с небольшими фермерскими хозяйствами, которые снижают вероятность распространения болезней.
Эта политика стала причиной того, что во время COVID-19 Норвегия была на удивление хорошо обеспечена продовольствием.
Норвегия также много тратит на детей. Если прогуляться по норвежским кварталам, вы будете удивлены большим количеством дошкольных учреждений и их качеством.
Она также много тратит на гуманную тюремную систему. Гуманная тюрьма с хорошими мероприятиями для реабилитации не так заметна, как Rolls Royce, припаркованный на центральной улице.
Интересно, что даже людям, выполняющим физический труд, хорошо платят. В богатых нефтью странах Персидского залива есть армия работников из третьего мира, работающих за очень низкие зарплаты. Это оставляет больше денег на золотые украшения и Bentley. Приличная оплата работнику фастфуда оставляет меньше денег на роскошь.
Отчасти я пишу эту заметку потому, что часто встречаю в социальных сетях консерваторов, которые утверждают, что социал-демократия неустойчива. Их аргумент в том, что человеческая природа социал-демократии с бесплатным всеобщим медицинским обслуживанием, бесплатным колледжем и т. д. является своего рода роскошью, которая не может длиться долго.
И для них не аргумент, когда я указываю им на то, что Швеция, Исландия, Финляндия и Дания прекрасно обходятся без нефти. У них хорошо сбалансированные бюджеты и растущая экономика. У них все хорошо в течение многих лет.
Ирония состоит в том, что если вы посмотрите на историю нефтедобывающих штатов США, вы не найдете хорошего аргумента в пользу свободного капитализма. В качестве примера можно взять Оклахому. У журнала The Economist есть показательная история: что случилось с Оклахомой?
Успех Норвегии легко оправдать доходами от нефти. На самом деле, если вы посмотрите на остальной мир, очень немногие страны действительно разумно управляют собственным богатством. Большинство богатых нефтью американских штатов тратят эти срадства на снижение налогов. Почему это глупо? Потому что доходы от нефти и растут,и падают, как в прошлом году. Рациональное правительство накапливает сверхприбыли в хорошие годы, чтобы потратить их в плохие. Но доминирующая капиталистическая идеология в США не позволяет правительствам копить деньги на будущее.
То же самое мы видели в Британии Маргарет Тэтчер. Великобритания, несмотря на то, что добывает из Северного моря больше нефти, чем Норвегия, вообще не имеет нефтяного фонда.
Это не попытка обосрать Британию. Напротив, это сделано для того, чтобы пробить брешь в этом консервативном идеологическом клише, что они каким-то образом являются более разумными распорядителями денег и что любой, кто имеет малейшие социалистические наклонности, потратит их впустую. Я буду утверждать, что норвежские социал-демократы потратили норвежские нефтяные деньги гораздо мудрее, чем политики в США и Великобритании, которые руководствуются прокапиталистической консервативной идеологией.
Не социал-демократия неустойчива, а неолиберализм!