У Эрика Бейнхокера есть яркое послание для всех, кто изучает экономику:
«Если бы мы сегодня изобрели экономику с нуля, она бы совсем не походила на то, что вы видите в учебниках сегодня».
Это радикальное утверждение, выдвинуто междисциплинарным сообществом исследователей, изучающих экономику как «сложную адаптивную систему».
Такой подход полагает, что социальные системы динамичны, эволюционны, связаны между собой и постоянно генерируют новые пути и идеи, которые, в свою очередь, создаются тем, как люди взаимодействуют в социальном плане, тем, как они принимают решения, используя инстинкты, практические правила и обучение, и то, как они обединяются для решения проблем. Этот комплексный системный подход представляет собой современный вызов традиционной экономической доктрине, согласно которой экономика представляет собой равновесную систему, состоящую из эгоистичных индивидов, принимающих исключительно рациональные решения.
Бейнхокер утверждает, что механический, статический взгляд на экономику повел по неверному пути во многих сферах. Он считает, что неолиберальные политические идеи, основанные на таком взгляде на экономику способствовали переходу от конструктивной формы капитализма после Второй мировой войны к экстрактивному капитализму. С 1970-х годов наблюдается расхождение между производительностью работников и их компенсацией: средний доход остается на прежнем уровне, в то время как состояние 10% самых богатых людей запредельно выросло. Экономическая нестабильность усилилась. В этот период компании перешли от модели сбалансированных интересов всех сторон сторон к модели, ориентированной исключительно на акционеров.
Одним из негативных последствий этих изменений стало размывание общественного договора. Многие работники, которые трудятся все более продуктивно, но за относительно меньшую оплату и с меньшими гарантиями занятости, считают, что общество стало несправедливым.
Бейнхокер, однако, не видит в этом провала капитализма как такового. Он считает скорее провалом неоклассического и неолиберального экономического мышления, утверждающего что рынки самокорректируются; что люди ведут себя как homo economicus, рационально действуя в личных интересах и всегда принимая оптимальные решения на основе точной информации.
Напротив, современная наука о поведении показывает, что мы социальные существа, настроенные думать о других. Поступая таким образом, мы укрепляем связи внутри своей группы к взаимной выгоде всех участников.
Бейнхокер утверждает, что капитализм при правильном понимании – это система человеческого сотрудничества, порожденная нашими просоциальными инстинктами.
Бейнхокер идет дальше и утверждает, что цель экономики – «решить человеческие проблемы» и что правильный капитализм – это система, способствующая сотрудничеству для решения проблем новыми и лучшими способами. Что в корне отличается от сегодняшнего общепринятого понимания и подходов…
Во время недавней лекции Бейнхокера в UCL ему возразили: если все сделано правильно и капитализм действительно решает человеческие проблемы, как насчет всего этого бесполезного потребительского мусора, который капитализм генерирует и продает? Что такого благородного или даже хорошего в том, что все это в конечном итоге попадает на свалку? Он ответил, что, решая некоторые проблемы (например, быстрого питания), капитализм создает другие проблемы (например, отходы упаковки фаст-фуда). В демократическом обществе люди имеют право регулировать такие проблемы, и формулировать задачи, которые он должен решать. Рынки не работают в социальном или экологическом вакууме.
Самая большая проблема, с которой сталкиваются люди сегодня – это разрушение нашей планеты.
Эрик Бейнхокер, исполнительный директор Института нового экономического мышления при Оксфордском университете