Как излагает в своей книге «Сложность» Митчелл Уолдроп, есть три простых правила, которые определяют поведение стаи, как запрограммировано в алгоритме Боидса (есть также короткое видео, объясняющее это):
- дистанция: держитесь на удалении, чтобы избежать скоплений других участников стаи
- выравнивание: держитесь среднего курса собратьев
- сплоченность: держитесь, среднего положению (центра масс) стаи
Эта модель может быть воспроизведена в организациях для повышения эффективности, единства цели и сотрудничества с горизонтальной структурой.
Подробнее о каждой из этих трех моделей поведения:
Дистанция
Природа не терпит пустоты, поэтому она диверсифицируется, чтобы заполнить каждую нишу. Подумайте о листьях, которые оптимизируют фотосинтез. Когда дерево падает в лесу, быстро растут оппортунистические растения, заполняющие пространство. Даже в пределах одного растения листья поворачиваются, чтобы оптимизировать воздействие солнечного света, избегая тени от листьев выше. Каждое пространство заполнено, но не переполнено. Выживание «наиболее приспособленных» не означает самого сильного или самого быстрого – это означает организм, который лучше всего приспособлен к окружающей среде.
Выравнивание
Для того, чтобы самоорганизация работала, необходимо общее чувство общего направления, которое органически исходит из коллектива. Вместо того, чтобы пытаться предсказывать и контролировать будущее, у стая / организации есть собственная жизнь и чувство направления. Приглашаем всех послушать и понять, какой организация хочет стать, какой цели она хочет служить. Маргарет Уитли называет это ее эволюционной целью.
Сплоченность
Природа поощряет сотрудничество. Большой лесной массив экспоненциально более разнообразен и продуктивен, чем небольшой лесной массив. Стая или стадо могут лучше защитить своих детенышей и уязвимых. Точно так же группа людей или созданных людьми предприятий может создать более богатую экосистему, чем изолированные – подумайте о театральном районе, деловом районе или ресторанном районе города, где географическая близость улучшает, а не уменьшает перспективы его жителей.
А теперь еще несколько примеров:
Самосоздание
Организация создается с нуля. В природе отдельные клетки объединяются, чтобы стать многоклеточными организмами, которые объединяются, чтобы создать организмы более высокого порядка (например, люди: см. «Я содержит множество» ), которые создают суперорганизмы, экосистемы и общества. Организация фрактальна в том смысле, что она самоподобна во всех масштабах – подумайте о дереве, в котором каждая ветвь дерева, от ствола до кончиков, является приблизительной копией той, которая была до нее. Это создает устойчивость, потому что вы можете разделить организм / организацию на более мелкие части, и каждая часть по-прежнему сможет функционировать независимо от целого.
Самоорганизация
Маргарет Уитли поддерживает самоорганизующиеся системы, аналогичные тем, что мы видим вокруг нас в природе. У природы нет генерального директора, определяющего ее стратегию или решающего, какие виды «продвигают», а какие «увольняют». Это красиво запутанная, хаотичная, но в конечном итоге интеллектуальная система, которая проделала потрясающую работу по развитию, и никто не взял на себя ответственность. Такая организация адаптируема, гибка, самообновляющаяся, устойчивая, умная и постоянно обучающаяся. Стэн МакКристал описывает в « Группе команд», как Объединенной оперативной группе в Афганистане пришлось децентрализоваться в самоорганизующиеся подразделения, жертвуя эффективностью MECE (взаимоисключающей, коллективно исчерпывающей) в пользу беспорядочной эффективности.
Разнообразие
Природа делает ставку на разнообразие, поэтому щедра на множество форм. Чем разнообразнее экосистема, тем она устойчивее.
Быстрое прототипирование, а не планирование
У природы нет плана, но она постоянно вводит новшества, экспериментирует, адаптируется и развивается. Он все время генерирует новые мутации, большинство из которых терпят неудачу, но иногда новая вариация оказывается улучшением старой модели, находит свою экологическую нишу и процветает. Успех нового прототипа не является результатом преднамеренного дизайна и / или хитрого маркетинга, как в нашем человеческом мире – природа просто набрасывает массу новых идей, которые успешны (то есть выживают) или терпят неудачу (умирают, прежде чем передать их другим). экспериментальный генетический код).
Неустанно приспосабливаясь к здесь и сейчас
Природа требует местного опыта. Говоря человеческим языком, это означает передачу принятия решений на самый низкий из возможных уровней. Элинор Остром включила это в два своих принципа устойчивого управления общим достоянием:
а) Соответствие правил, регулирующих использование общих благ, местным потребностям и условиям: не существует универсальных правил . Правила должны определяться местным населением в соответствии с местными экологическими потребностями. Точно так же экосистема идеально подходит для окружающей среды.
б) Убедитесь, что те, кого затрагивают правила, могут участвовать в изменении правил.
Совместное принятие решений жизненно важно. Есть много способов добиться этого, но люди с большей вероятностью будут следовать правилам, если они приложат руку к их написанию. В природе все участники экосистемы участвуют в создании ее «правил» с точки зрения того, как она ведет себя и реагирует на новые ситуации.
Сотрудничайте и соревнуйтесь – не только одно или другое
Это также называется кооперацией , что означает сотрудничество между конкурентами в надежде на взаимовыгодные результаты. В своей книге «Сложность» Митчелл Уолдроп пишет об использовании этого принципа для разрешения споров о наилучшем способе достижения цели: сотрудничать, чтобы согласовать показатели успеха, а затем прототипировать все конкурирующие методы для его достижения. «Побеждает» метод, который лучше всего работает с показателями. Природа полна конкуренции за ресурсы, но также щедро вознаграждает за сотрудничество. По словам Риан Эйслер, это означает скорее партнерство, чем доминирование.
Оптимизируйте систему, а не отдельные компоненты
Используйте целостный взгляд, а не сосредотачивайтесь на отдельном человеке. В этом масштабе возникают удивительные и захватывающие вещи, когда синергия и петли обратной связи позволяют целому стать больше, чем сумма его частей. Социальные технологии, использовать эту возможность включать в себя дизайн Рой и Теория U .
Минимизируйте отходы
Природа использует только необходимую ей энергию. Используйте минимум энергии и материалов, эффективно собирайте их, а потом перерабатывайте. В природе смерть одного организма помогает дать жизнь новому.
Остаток средств
Природа – это бесконечный цикл рождения и смерти, дня и ночи, лета и зимы, роста и сокращения. В нашем человеческом мире мы склонны отдавать предпочтение одной стороне уравнения перед другой: жизнь важнее смерти, день вместо ночи, лето вместо зимы, рост вместо сокращения, но это не является устойчивым. Природа требует динамического баланса инь и ян, женского и мужского начал, который порождает жизнь и поддерживает систему на творческой грани между порядком и хаосом.
Кризис предшествует трансформации
Природу периодически терзают кризисы – землетрясения, лесные пожары, извержения вулканов, наводнения, засухи и так далее. Естественно, мы, люди, пытаемся смягчить последствия таких бедствий, но в то же время мы должны также научиться ценить роль кризисов в создании преобразований. Если вы думаете о том, как гусеница входит в свой кокон, то, что происходит дальше, довольно омерзительно. Она переваривается собственными ферментами, образуя слизистый суп, из которого начинает формироваться тело бабочки. (Пожалуйста, не пытайтесь делать это дома.) Есть еще много примеров того, как природа радикально избавляется от старого, чтобы уступить место новому, чтобы система оставалась свежей и жизнеспособной, а срыв ведет к прорыву. Только мы, люди, как обычно ужасно привязываемся к бизнесу.
Взаимность и связь
Возможно, моим любимым примером биомиметической модели является микоризная (или грибковая) сеть, также известная в просторечии как «древесная широкая паутина». По-видимому, 90% наземных растений находятся во взаимовыгодных отношениях с грибами, которые образуют подземную экосистему, в значительной степени невидимую, которая питает видимые организмы деревьев, кустарников и цветов. Это сильно недооцененное измерение природного мира лежит в темноте, спокойно выполняя свою важную работу. Изредка при благоприятных условиях он прорывается на плодовые тела грибов.
Если бы я планировал революцию против статус-кво (а это, очевидно, не так, иначе я бы не писал об этом здесь … если, конечно, это не двойной блеф ?!), микоризная сеть – это биомиметическая модель, которую я представляю. будет использовать – плотную сеть связей, скрытую под землей, занятую питанием своих более видимых партнеров, делясь и собирая ресурсы до тех пор, пока не придет время, когда он вырвется из безвестности, чтобы рассеять свои споры над землей.
Желание быть похожим на грибок может показаться не очень гламурным стремлением, но не сбивайте его с толку. Глобальная биомасса грибов намного превышает биомассу всех животных вместе взятых , из которых мы, люди, составляем лишь крошечный процент. Сдержанный и не гламурный действительно может быть могущественным.