Главным «потрясением» для системы стало то, когда экономист Николас Стерн и его соавтор раскритиковали неспособность академических экономистов обсуждать изменение климата в рамках своей дисциплины.
По мнению Фельбера, эта критика вызвала нежелание ученых в более широком смысле изучать идеи соседних дисциплин, результаты которых часто имеют отношение не только к социологии, политологии и психологии, но и к истинным естественным наукам.
Фелбер указывает, что нейробиология обнаружила, что сотрудничество мотивирует людей сильнее, чем конкуренция, однако, как научное открытие, это в значительной степени игнорировалось.
Было также упущено то, что «каждая экономическая ценность проистекает из природы, а это означает, что экономика, исключающая экологию, не имеет смысла. Как можно это исключать? Исключив экологию и направив усилия на финансовые показатели, мы разрушим основы жизни, и вместе с этим мы уничтожим в конечном итоге и все экономические ценности».
Стремление к новым целям для удовлетворения потребностей всех в контексте устойчивой планеты игнорируется в экономической литературе:
«Очень интересно, – говорит писатель, – я даже не нашел определения экономики в учебниках по экономике, только рынки. Но рынки – это еще не вся экономика. Если экономика направлена на удовлетворение основных человеческих потребностей, то рынки не удовлетворяют их в полноте».
Определение цели экономики
Фельбер предлагает понятие общего блага, сосредоточивая внимание на таких показателях, как стабильные экосистемы, политическое участие и социальная сплоченность, чтобы определить основную цель экономики.
Он говорит, что есть два шага к реализации этих ценностей. Первый – это внимание общественности на противоречии между демократическими ценностями и ценностями, связанными со стремлением к неограниченному росту, проповедуемым в экономических учебниках.
Второй шаг – развить понимание концепции экономики, которая согласована с нашими конституциями, а затем обеспечить, чтобы вся экономическая деятельность была подчинена системе сдержек и противовесов для соблюдения этих конституционных принципов.
Фельбер утверждает, что наиболее эффективный способ защитить не только наши конституции, но и ценности, закрепленные в них, – это обеспечить, чтобы экономисты, пропагандирующие неоклассические ценности, переименовали себя в «капиталисты», «потому что это противоположность экономической теории».
Нравственность и человеческий закон
По сути, основной принцип, лежащий в основе вышеизложенного, – это выделение Фельбером различия между естественным правом и юридическим процессом, созданным людьми.
В основе его аргументов лежит идея о том, что, когда в экономику необходимо произвести инвестиции для общего блага, мы руководствуемся теми законами, которые не отличаются от многих конституций. Это контрастирует с законами, созданными руками человека, которые поощряют нас быть жадными и эгоистичными.
«Экономика», – говорит Фельбер, «по сути является моральной наукой, так как ее цель – достичь благополучия всех участников национальной экономики.
Кейнс знал это, и Адам Смит и Аристотель это утверждали. Неоклассические экономисты делают вид, что забыли об этом, однако они просто подавляют этот факт. Это манипуляция. Это идеология, замаскированная под естествознание».
Автор повторяет, что преимущества для общества в результате развития экономики общего блага будут многочисленными:
«У вас будет лучшая жизнь и устойчивые отношения. Вы почувствуете безопасность в экономике и обществе. Вы сможете наслаждаться природой… Имея при этом меньше стресса, беспокойства и страха. Все это повышает качество жизни », – говорит Фельбер.