Развитой западный мир, превозносимый многими либеральными комментаторами, клеймящими позором колхозы, построен на РАБСТВЕ и грабеже колоний. В том числе сейчас. В чем разница с «поганым совком»?
Вот что пишет Умар Хак:
Мы можем разделить американскую экономическую историю на три периода.
Первый, о котором не нужно много рассказывать — это рабство. Какие бы успехи ни были достигнуты, в значительной степени они были реализованы за счет огромных и аморальных человеческих страданий.
Второй — сегрегация. Сегрегация, конечно же, была аморальной в основополагающих терминах равенства. С экономической точки зрения, это был способ сохранить многие токсичные экономические «выгоды» рабства, сделав при этом репрессии приемлемыми и справедливыми. Это создало резерв дешевой рабочей силы, отменив дорогостоящие вещи, которые назывались правами человека, и так далее.
Сегрегация (фактически — продолжение рабства) была отменена в США в 1964 году.
Стагнация началась в 1971 году. Именно тогда заработная плата застыла на месте. Не было промежуточной средней фазы, никакого золотого века, если можно так выразиться. Американская экономика прямо перешла от сегрегации к стагнации. Это говорит нам о нескольких интересных вещах.
У стагнации есть много причин, которые заставили ее продолжится. Распад профсоюзов, сокращение занятости в государственном секторе, грязные игры в отношении занятости, махинации с капиталом. Но причиной застоя не может быть это все это, потому что тогда этих факторов еще не существовало. Истинная причина застоя проще: без людей, которых можно было бы эксплуатировать, американская экономика просто начала рушиться, потому что с самого начала она основывалась на этой эксплуатации. Сейчас разные формы эксплуатации никуда не исчезли, они стали более стали более мягкими и делаются менее заметными способами.
Вы, конечно, можете возражать, но попробуйте найти изъян в этом аргументе. Рабство, затем сегрегация, затем застой. Без промежуточного переходного периода. Если отбросить идеологические штампы и мифы, что будет в сухом остатке?
Все вышесказанное говорит нам, что американской мечты никогда не существовало. Утверждать, что американская мечта принесла за собой скрытые издержки, — лукавство. Но в этом есть более глубокая правда. Затраты — это только одна сторона уравнения. А как насчет благ и льгот? Правда в том, что американская экономика никогда не была способна генерировать достаточно реальных социальных благ, которые можно было бы разделить между всеми, без эксплуатации и принудительного труда. Помните, экономика погрузилась в застой, как только закончилась сегрегация, а это означает, что система была дисфункциональной с точки зрения фундаментальной способности создавать ценности и блага с самого начала.
Персоналии, люди, вовлеченные группы изменились, но шаблон остался неизменным. Экономика оставалась основанной на эксплуатации, только теперь она могла делать это менее эффективно, менее агрессивно и скрыто. Отсюда застой. Сегодня она по-прежнему остается хищнической машиной — только уже для всех, а не только для конкретных этнических или расовых групп. Это истинная историческая цена токсичного наследия ненависти и рабства, которое несет Америка.
Сегодня в ней по-прежнему нет общественных благ. И именно потому, что она застрялав ловушке порочной модели эксплуатации, которую не удалось сломать со времен основания.
Америка не является собой пример исторического успеха, которым ее принято считать. Но это не значит, что мы должны чувствовать себя виноватыми, плохими, слабыми. Перед нами два варианта. Третий период, застой, может продолжаться, превращаясь в коллапс.Или возможен четвертый период — перерождения.