Covid — это испытание цивилизации, и Запад его проваливает

0
1009

Umair Haque блестяще описал причины, по которым «развитые страны» конкретно облажались с эпидемией и их общества и экономика сейчас трещат по швам: токсичное безразличие, эгоизм, хищническая конкуренция, навязанная неолиберальной моделью, вместо кооперации. Перевод статьи: How the West Got Covid So Wrong

В Великобритании Covid ситуация сейчас «превосходит наихудший сценарий». «В Америке умирает тысяча человек в день, и число случаев заболевания стремительно растет. В Европе цифры новых заражений взлетают. Коронавирус яростно разоряет Запад.

Между тем на Востоке жизнь постепенно возвращается к некоторому подобию нормальности. Это удивительное различие – ведь Запад состоит из самых богатых и могущественных государств мира. И именно они демонстрируют неспособность победить такую ​​крошечную вещь, как вирус. Восток намного беднее и менее развит — и тем не менее, он одерживает победу в то время как Запад находится в тисках пандемии, еще худших, чем раньше.

В чем же причина?

Маргарет Мид однажды сказала, что начало человеческой цивилизации было положено в исцеленной бедренной кости. Это непримечательное открытие означало, что однажды кто-то впервые потратил свое время, чтобы вылечить чужую сломанную ногу, без которой человек, наверняка бы, скончался. Вот что такое цивилизация и где она начинается: взаимопомощь. Наличие просветленного ума, который может кормить, лечить, защищать и возвышать других людей. Какое отношение имеет бедренная кость Мида к ошеломляющему провалу Запада, позволившему Covid выйти из-под контроля? Оказывается, прямое.

Деградация: жители Запада склонны искать объяснения в структурных, институциональных и экономических факторах. Но это не может быть причиной того, что Запад так пострадал от Ковид-19. У Америки и Европы нет почти ничего общего экономически, структурно, институционально: уровень государственных расходов в Европе, например, более чем вдвое выше, чем в Америке , и у нее есть ведущие в мире системы здравоохранения и социальные договора.

Раз нет общих институциональных и структурные факторов, значит что-то другое должно объяснить шквал новых заражений и мощную вторую волну эпидемии в западных странах. И это установки лидеров этих стран и менталитет людей — и именно в этом, похоже, заключается проблема.

Некоторое время в году я живу в одном из самых оживленных мест Запада. Этот город, известный своими барами, ресторанами, клубами, является эпицентром культуры, местом, где зародились музыка и искусство, миллионы туристов заполняют его улицы. По крайней мере, в прежние года. Сейчас туристы исчезли. Но вот в чем дело — бары, рестораны и клубы все еще заполнены. Я прохожу мимо них во время ежедневной прогулки в парк и каждый раз задаюсь вопросом: что делают все эти люди? В закрытых помещениях, без социального дистанцирования, они смеются, общаются посреди бушующей пандемии, которая просто взрывается рядом? Какого…?

Посетители, которых я вижу в барах, в основном, из двух социальных групп: молодежь и рабочий класс. В некотором смысле это одна и та же группа, поскольку большинство молодых людей относятся к рабочему классу, пока не накопят сбережений, чтобы выйти за его пределы. Я вернусь к тому, почему это важно.

Они сделали свой выбор. Их пиво и гамбургеры, коктейли и стейки имеют большее значение, чем противодействие распространению смертельной болезни. Однако, каким бы глупым ни казался этот выбор, давайте попробуем разобраться в нем. Они хотят, чтобы жизнь «вернулась в нормальное русло». И поэтому они продолжают тусоваться, как будто ничего не происходит. Но для кого?

Своими действиями эта группа подвергает серьезной опасности наиболее уязвимые слои общества. Тех, кто уже болен и с ослабленным иммунитетом. Тех, кто находится еще ниже по социально-экономической лестнице, меньшинства, низшие слои населения, среди которых уровень смертности астрономический. Немощных, престарелых.

Молодежь и рабочий класс, кажется, решили, что жизни этих групп не стоит защищать и спасать, даже делая простой выбор: перенести общение и тусовки домой или вообще на время отказаться от них.

Еще конкретней: отдельные группы в западном обществе решили, что жизни уязвимых категорий имеют меньшее значение, чем их право на вечеринки, на пиво и бургер, коктейль и стейк, веселое времяпровождение в пабе с друзьями. 

На Востоке такое поведение вызывает удивление и обескураживает. Это выходит за рамки простой безответственности и считается чем-то большим, чем глупость, невежество, безразличие, злой умысел или все вместевзятое. Вести образ жизни, подвергающий риску пожилых людей своего сообщества и, особенно, больных — это серьезное нарушение социальных норм. Жители Востока не могут понять, почему жители Запада ведут себя как… избалованные дети.

Теперь поставим вопрос по другому.

Проверкой цивилизованного общества является то, как оно относится к своим самым уязвимым членам. С этим согласятся все разумные люди. Проблема в том, что именно это испытание Запад проваливает. Да, это правда, что медики прилагают героические усилия для спасения жизней. Но они вынуждены делать это именно потому, что вирус распространяется с помощью конкретных социальных групп, которым, похоже, просто наплевать.

В прошлый раз, когда я писал на эту тему, я говорил про токсичный индивидуализм, лежащий в основе неспособности Запада остановить Covid. Однако на этот раз я хочу обсудить связанный, но, возможно, более глубокий аспект. Существует своего рода ядовитое безразличие, которое повсеместно распространилось по западным обществам. К жизни относятся с фатализмом пожимания плечами, особенно в отношении уязвимых. Жизни таких людей буквально ценится меньше, чем ночь в пабе. Отравляющее безразличие — вот что, кажется, объединяет сейчас весь условный Запад, и именно поэтому Ковид поставил его на колени.

Да, «Запад» не монолитен. И безразличие тоже не на одном уровне. В частности, Исландии удалось победить covid уникальным для Запада способом. Вы можете сами судить, каково ваше общество по этому показателю. А я покажу самые крайние примеры — Америку и Великобританию, чтобы подчеркнуть, откуда источник отравляющего безразличия: лидерство.

Уже сегодня в Великобритании и Америке новые заражения Covid значительно превысили свой первый пик. Америка приближается к 100 000 случаев заболеваний в день — момент, когда начнется социальный распад. В пересчете на душу населения Британия добивается еще большегоИ несмотря на это, ни в одном из этих обществ нет общенационального локдауна и социальной изоляции.

Это иллюстрирует подход Запада к Covid в целом. Успешные общества — Новая Зеландия, Тайвань, Вьетнам и многие другие — сознательно ломали кривую. Их стратегия заключалась в искоренении Covid с помощью того, что сейчас является глобальным шаблоном передовых практик — блокировка, тестирование, отслеживание, карантин, изоляция и т. д.

Однако Запад выбрал другой подход. Смысл заключалась в том, что, поскольку основой стал «Компромисс» между «экономикой» и общественным здоровьем, искоренить Covid было нереально. Его можно контролировать только неявным способом. А местные временные локдауны будут держать это под контролем. Сейчас же большинство ученых в этой сфере категорически с этим не согласны. Но западным лидерам все равно.

Подход западных лидеров был реактивным, нерешительным и осторожным, а не упреждающим и активным: «Когда число заболеваний взлетит, тогда мы будем действовать» А не: «Мы собираемся искоренить это полностью, чтобы заболеваемость больше не росла». Таким образом, локдауны были отменены слишком рано, и даже новые общегосударственные ограничения на самом деле не являются таковыми — например, во Франции дети все еще ходят в школу. Удачи им в том, чтобы остановить коронавирус…

Иными словами, западные лидеры продемонстрировали преступное безразличие к своим обществам. Они дали людям морально право быть безразличными по отношению в другим. «Когда число заражений снова вырастет, мы об этом позаботимся» — это и есть безразличие. Но катастрофы, подобные пандемиям, процветают на такой почве.

И общества приняли этот сигнал от своих лидеров. У молодых людей и рабочего класса, похоже, не осталось угрызений совести по поводу своей роли в распространении коронавируса. Молодежь оправдывает это тем, что говоря, что «им нужно вести социальную жизнь» — как будто до эпидемии они не проводили большую часть своей социальной жизни в Интернете. А рабочий класс тем, что им нужно работать. Оба эти аргумента отчасти верны. Но правильнее сказать, что об эти категории стали опасно равнодушными к жизням уязвимых.

Если сказать более конкретно — среди западных обществ сложилась пагубная картина. Молодые люди и рабочий класс, пострадавшие от мифов и последствий неолиберализма, заражают тех, кто еще более слаб, чем они. Пожилые, немощные, низшие слои населения, люди с ослабленным иммунитетом. Вы видите, что происходит?

Ковид сделал западные общества хищническими. Молодежь и рабочие эксплуатируют и унижают тех, кто слабее. Молодежь ставит уязвимых под угрозу не желая отказываться от вечеринок, а рабочий класс — из-за своей потребности в работе. Ни одна из групп не считает, что обществу нужно объединиться для победы на пандемией раз и навсегда, и единственный способ сделать это — поставить самых слабых на первое место.

Токсичное безразличие сочится по всему Западу. От элит до среднего класса — так было в течение последних нескольких десятилетий. Эти группы, похоже, отказались от идеи быть частью функционирующего общества в целом. В Америке и Великобритании сейчас категорически отказываются вкладывать средства в какие-либо социальные блага. Сейчас такой подход распространяется и на более низкие слои социальной иерархии.

Это очень тревожный звоночекПотому как нам известно, где чем заканчивается общества безразличия. И конец — в глупости, невежестве, насилии, ненависти, расизме, жестокости, а также в бедности и отчаянии, которые лежат в основе всего этого. Безразличные не могут действовать коллективно, они не могут инвестировать, трансформировать, изменять, объединяться, и, следовательно, они не могут жить в современном функционирующем обществе с обширным, сложным, поддерживающим и щедрым социальным контрактом. Они живут в таком месте, как Америка, где все антиутопии, от нацизма до теократии и авторитаризма, теперь сливаются в цунами всеобщего разорения.

Сюда же движется и Великобритания.  У Запада, похоже, пропала способность действовать коллективно, достигать великих целей сообща. Вместо этого действовать эгоистично, индивидуалистично, нарциссически, глупо, реактивно, в тот момент, когда уже слишком поздно. Мой бургер и пиво значат больше, чем эта пандемия. Извините, мы не собираемся от этого отказываться — кого волнует, если слабые начнут умирать? Так что насчет изменения климата? Глобальное вымирание? Экологический коллапс? И массовые волны депрессии и разорения которые это вызовет в следующем десятилетии? Как могут общества, что не могут действовать сообща, действовать разумно, вести себя ответственно в борьбе с Covid, объединиться для предотвращения еще более крупных катастроф?

Безразличие, которое пронизывает весь Запад началось не с молодежи или рабочего класса. Оно началось с «элит» и лидеров, с которых брали пример. результатом стало разрыв социальных связей, социальной сплоченности, доверия и в конечном счете, способности вести себя цивилизованно.

Ковид обнажает де-цивилизацию Запада. Как я писал, Маргарет Мид сказала, что фундаментальным началом цивилизации является излечение бедренной кости пострадавшего: пример того, как кто-то потратил время и усилия, чтобы вылечить кого-то другого.. Это проявление заботы и есть противоположность безразличия. Но западным обществам чужда эта идея, в отличие от восточных. Так кто же на самом деле цивилизованный?

Ковид обнаруживает растущие трещины на Западе как колыбели цивилизации или, по крайней мере, считающим себя таковым.

Я подавляю слабых, я эксплуатирую и унижаю людей, что ниже меня в социально-экономической иерархии, потому что таков закон выживания, и так меня учили делать, чтобы чувствовать себя хорошо и достойно – вот что такое “свобода” в понимании западного человека. У такого Запада нет будущего. Угрозы завтрашнего дня, гораздо более серьезные, чем Ковид, обессилят и разорвут его на части.

В терминах Covid означает «право заразить слабых смертельным вирусом и провалить испытание цивилизацией». Это верно для Великобритании и Америки.

Говоря простым языком, речь идет об отсутствии простой человечности  — и это то, чего не хватает в Америке и Великобритании. Теперь это общества с огромным, зияющим, ошеломляющим отсутствием человеческой доброты, и Covid — лишь последний пример. Но этот дефицит порождает настоящие проблемы — это не просто какая-то абстрактная моральная озабоченность.

Британия и Америка -пример провалившихся наций, которые переживают эпоху изменения климата и массового вымирания  но по-прежнему не воспринимают это всерьез. Верно ли это для Европы? Я так не думаю. Надеюсь нет. Я продолжаю думать о Европе как огоньке свечи в темнеющем мире. Но Ковид — это холодный ветер, и он заставляет это пламя мерцать…

Умаи Хак

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь
Captcha verification failed!
оценка пользователя капчи не удалась. пожалуйста свяжитесь с нами!