Когда я впервые услышал термин «неолиберализм», у меня возникла новая эра образованных хиппи с прогрессивными взглядами. Я ошибался. Неолиберализм и его политика ставят предпочтение частного сектора над государственным в формировании так называемого “свободного капиталистического рынка”. Это экономическая философия, направленная на приватизацию, дерегулирование, глобализацию, свободную торговлю, жесткую экономию и сокращение государственных расходов.
Неолиберализм, как известно, поддерживался президентом Рональдом Рейганом и премьер-министром Маргарет Тэтчер в середине 1980-х годов, и с тех пор он очень популярен среди богатых. Последние четыре десятилетия он был движущей силой нашей экономики. Эта идеология несет ответственность за жилищный кризис 2008 года, ухудшение состояния окружающей среды и изменение климата, усиление неравенства в благосостоянии и детской бедности, крах общественного здравоохранения и образования, перетекание богатства в безналоговые зоны, избрание Дональда Трампа. и даже экстремальное влияние эпидемии COVID-19 на смертность и экономику.
Его популярность среди не столь богатых слоев населения (даже при том, что они понятия не имеют, что такое неолиберализм, не говоря уже о том, что он наносит ущерб их благополучию), может быть объяснена пропагандой, которую богатые вполне могут позволить себе распространять с помощью различных средств массовой информации и интернет. Они смогли очернить профсоюзы (чтобы сделать труб более дешевым), заклеймили государственные расходы как расточительные (за исключением военных, на которых они зарабатывают деньги), снизили налоги для богатых (потому что они “создают рабочие места”, а правительство просто “транжирит средства налогоплательщиков”), и дерегулировали бизнес и финансы (потому что так более эффективно отнимать ваши деньги). Они повторяют эти мантры снова и снова, пока ложь не становится “правдой” и им начинают верить не только обычные люди, но даже экономисты.
Если вы спросите что такое “неолиберализм” первого встречного – он пожмет плечами и скажет, что “не понимает что это”. Так же, как русские не смогут ответить, что такое “коммунизм”. И это правда – мы не знаем, что представляет собой всеобъемлющая экономическая теория, которая была основой правительственной политики со времен Рональда Рейгана, создавшей разрушительные проблемы для нашей экономики и нашего общества.
Богатые знают, что сила неолиберализма в его анонимности. Пока рабочий человек не может идентифицировать врага, он не способен разработать защиту или контратаку.
Неолиберальный экономист считает, что: 1) повышение заработной платы убивает рабочие места, 2) повышение налогов убивает экономический рост и 3) правительственные постановления и регуляции снижают эффективность бизнеса.
Неолиберализм – это, по сути, экономический и социальный сценарий, которому правительство следовало последние 40 лет после Рональда Рейгана, что практически уничтожило эту нацию. Давайте рассмотрим каждое из этих неолиберальных убеждений в отдельности и внимательно изучим их, чтобы понять, почему последние сорок лет экономической идеологии основаны на ложных убеждениях.
Ложь номер один: повышение зарплаты убивает рабочие места.
Неолиберальные экономисты считают, что свободный рынок находится в равновесии, и если один элемент перевешивает другой, то баланс нарушается. Повышая заработную плату, мы теряем рабочие места. Поскольку работодатель вынужден платить больше, это скажется на рентабельности и бизнес окажется под угрозой. А значит кому-то светит потеря работы, чтобы остаться на плаву.
Многочисленные исследования, финансируемые отраслью или проведенные правыми аналитическими центрами, показывают, что рабочие места сокращаются после повышения заработной платы. Любопытно, что независимые исследования показывают, что повышение заработной платы практически не влияет на число рабочих мест.
К счастью, есть реальная жизненная ситуация, дающая представление о том, кто говорит правду. В 2014 году в Сиэтле был принят закон , устанавливающий минимальную заработную плату на уровне чуть более 9 долларов в час, и будет постепенно повышаться до 15 долларов к 2021 году. В настоящее время она составляет 16,39 доллара США для компаний с более чем 500 сотрудников (например, McDonalds или Starbucks), 15,75 доллара в час для компании менее 500 сотрудников, не получающих чаевых, и 13,50 долларов в час, для тех, кто получает чаевые. Калифорнийский университет в Беркли проанализировал эту ситуацию и обнаружил, что повышение заработной платы не привело к потере рабочих мест.
Сегодня ресторанный бизнес Сиэтла переживает бум. Думаю, причина очевидна. У людей, работающих в ресторанах, а их немало, теперь появились деньги, чтобы пообедать в других ресторанах. Эта концепция была впервые предложена Генри Фордом в 1914 году, когда он удвоил зарплату своим сотрудникам до 5 долларов в день, что вдвое больше, чем платили другие автопроизводители. Что позволило им самим стать покупателями автомобилей, над созданием которых они работали. Таким образом Форд буквально изобрел средний класс. В современном обществе этот принцип почти забыт. Текущая средняя заработная плата имеет такую же покупательную способность, как и 40 лет назад , примерно в то же время, когда начала действовать неолиберальная экономика.
Федеральному правительству необходимо ввести минимальную заработную плату в размере 15 долларов в час по всей стране. Это было бы большим стимулом для экономики.
Ложь номер два: повышение налогов убивает экономический рост.
С конца Второй мировой войны до 1963 года максимальная ставка налога на прибыль составляла 91%, за исключением пары лет, когда она составляла 92%. В 1964 году мы получили ее снижение до 77%, а затем до 70% в 1965 году, и она оставалась на уровне 70% до прихода Рейгана к власти в 1981 году, а затем была снижена еще больше – до 50% и с тех пор дрейфовали вниз до нынешнего ничтожного 37% уровня. Если бы машина времени существовала, нам нужно было бы вернуться в 50-е и рассказать им, как сильно они облажались, разрушая экономику высокими налогами. Ой . . . Наоборот! Это были лучшие десятилетия для США в финансовом отношении, особенно для бедных и среднего класса.
Неолиберальные экономисты просто не заканчивают предложение. «Повышение налогов убивает экономический рост на счетах богатых в оффшорных банках». Они всегда забывают про последнюю часть.
У богатых нет сверхспособностей по созданию рабочих мест. Есть несколько гениев, таких как Илон Маск и сэр Ричард Брэнсон, которые регулярно воплощают свои идеи в жизнь, создавая целые отрасли и связанные с ними рабочие места. Большинство из 1% – это хитрые пони, которые предпочли бы увеличить свое богатство более примитивными методами, такими как создание монополий и налоговых льгот или вытеснение конкурентов из бизнеса.
Нам нужны налоговые ставки 50-х и 60-х годов. Богатым нужно прописать “обезжиривание”. В рыночной экономике их богатство не работает, чтобы помогать рынкам. Оно просто неподвижно ЛЕЖИТ. Они не смогут купить себе больше обуви, машин, домов, прекрасных обедов и латте, чем обычный парень. Я имею в виду, что они могли бы, но не будут. Однако налоги с их богатства могли бы использоваться для обновления такой необходимой инфраструктуры, здравоохранения и образования, чтобы действительно запустить экономику и позволить инновациям добиться новых успехов.
Мы проиграли войну бедности. Сейчас процент людей, живущих в бедности, больше, чем в 1969 году, и их уровень бедности более серьезен, чем в странах третьего мира. Семьи, живущие на 2 доллара в день. Люди не должны так жить ни в Америке, ни где-либо еще. Им нужно больше средств к существованию, и для этого нужно больше налоговых поступлений. Имущественное неравенство сейчас больше, чем когда-либо в истории, потому что современные технологии позволяют приобрести гораздо больше личной власти и влияния по относительно низкой цене.
Проблема с людьми, ведущими маргинальное существование, заключается в том, что они думают только об этом: как купить еды на следующий день, где взять средства на арендную плату в этом месяце, как обезопасить себя, я потеряю эту руку на производстве и не смогу оплатить медицинские расходы. Кроме того, что это отвратительно с моральной точки зрения, это пустая трата усилий. Вы не можете растить детей в такой нищей и унизительной среде и ожидать, что они внесут свой вклад в развитие страны в будущем. Откуда тогда возьмутся следующий Эйнштейн, Ньютон или Фейнман. Мы, как нация, должны начать играть с полной колодой, чтобы быть конкурентоспособными и выжить как цивилизация.
Ложь номер три: государственные регуляции снижают эффективность бизнеса
Как вы заметили, мы настолько смягчили правила для предприятий, и предприятия стали настолько “эффективными”, что вот-вот поджарят планету. Это капитализм на стероидах во время эпидемии бубонной чумы.
Абсолютно необходимо вернуть отраслевое регулирование в промышленных масштабах. Нельзя зарабатывать деньги, генерируя промышленные отходы в обмен на общественные и природные ресурсы, такие как атмосфера, леса, реки и океаны, без учета рисков, затрат на их восстановление, без учета интересов будущих поколений! Мы должны вернуть EPA (Агентство охраны окружающей среды) и нарастить ему зубы, чтобы эти вещи можно было контролировать!
Больше никакого запланированного устаревания! “Я хочу продать вам все эти замечательные гаджеты за огромные деньги, но через пару лет они будут кусками дерьма, и вам придется вернуться и купить новые. Но не слишком долго, потому что мы разрушаем планету, производя миллиарды новых устройств каждый год. Это о самом болезненном, самом ужасном поведении бизнеса, о котором я когда-либо слышал, но мы думаем, что такое поведение – в порядке вещея. Это нужно регулировать!
И это относится не только к гаджетам. Крупные игроки в генетически модифицированных организмах не собираются отступать от этой модели и, например, производить более долговечные ткани. Вы замечали, насколько быстро изнашивается ваша новая хлопковая одежда или простыни по сравнению с теми, которые у вас были в прошлом? Такое невозможно контролировать визуально. Подобная технология требует ресурсов правительства, чтобы понять, как они пытаются обмануть потребителя. Это нужно регулировать!
Больше не нужно будет раздавать природные ресурсы за бесценок. Если кто-то хочет выкачивать миллионы баррелей нефти, миллиарды галлонов воды или сотни тонн золота из государственной собственности и продавать их по всему миру, мы, граждане Соединенных Штатов Америки, должны получить справедливую долю. Наше национальное богатство и наследие распродаются за копейки, а народу не перепадает ничего. Это нужно регулировать!
Homo economicus
Неолиберальные теории основаны на мифическом существе под названием Homo economicus – модели идеализированного рационального субъекта, действующего исключительно в соответствии с собственными интересами и предпочтениями. Другими словами, это совершенно эгоистичное существо, не уважающее чужие интересы. Неолиберальная экономическая теория основана на социопате. Стоит ли удивляться, что 21% руководителей корпораций – социопаты?
Наша экономика, ставшая гигантской экспериментальной площадкой для неолиберальной теории, превратилась в дегенеративную форму капитализма, в которой деньги напрямую трансформируются во власть. Теперь можно покупать законодательные органы, гарантируя отдельному лицу или компании конкурентное преимущество над всеми остальными. Или заказывать пропаганду, чтобы убедить людей следовать определенным моделям поведения, или покупать наемников, чтобы они физически помогали в ситуациях, которые богатые и властьимущие не осмелились бы использовать сами.
Больше не уделяется внимания глобальному благу всей системы, которая включает рабочих, клиентов и окружающую среду.
Почему бы не предложить всем этим неолиберальным экономистам отправиться на свалку истории? Мы можем это сделать. Они называют экономику мрачной наукой. В нынешнем состоянии я бы назвал это бездонной наукой. Это все равно будет неверно, потому что экономика вообще не наука, даже с учетом всей математики, которую вы видите в ее учебниках. Это условные представления о том, как работает экономика, скорее система убеждений.
А давайте теперь поверим во что-то еще. Мы поверим в Homo economicus, которое будет умным, справедливым, любящим и щедрым существом. Тем, что не будет извлекать прибыль из разрушения планеты или создавать монополии, чтобы разорить конкурентов и обмануть покупателя. Фактически, давайте заменим Homo economicus на Homo sapiens, реального человека, который может уравновешивать прибыль справедливым распределением богатства и управлять ресурсами на благо общества, а не во вред ему.
Українці відчули що таке неолібералізм на своїй шкурі і своїх кишенях. Неолібералізм знищує українську економіку як кислота метал. Але на жаль неоліберальні партії в Україні поки в тренді, це Слуга, Європейська Солідарність, ОПЗЖ, та ін.
Особисто я голосуватиму за соціальний націоналізм ВО”Свободи”.