Первопроходец политической экономии Адам Смит хорошо осознавал абстрактную природу корпораций — особенно крупных — и подчеркивал, что необходимы законы, чтобы удержать их от разрушения рынка.
Он утверждал, что существует три фактора производства, которые следует признать одинаково важными: земля, на которой мы выращиваем урожай или добываем ресурсы; труд, обрабатывающий землю или производящий товары; и, наконец, капитал — либо вложенные деньги, либо приобретенные инструменты и машины.
Он увидел, что в абстрактной экономике, основанной на росте, приоритеты капитала могут быстро превзойти два других, и что это, в свою очередь, создаст преференции крупнейшим корпоративным игрокам, а не местным предприятиям масштаба простых людей, которые питают реальную экономику.
В отличие от земли и людей, которые фиксированы и неизменны, капитал может продолжать расти. Это необходимо, потому что экономика, основанная на росте, всегда требует больше денег. И капитал достигает этого чудесного роста, постоянно абстрагируясь от реальной экономики. Инвесторы, которые не хотят ждать три месяца повышения цены акций, могут использовать их производный инструмент — абстракцию (деривативы) — для покупки будущих акций прямо сейчас. Если этого недостаточно для временного сжатия, они могут купить производную от этой производной и так далее.
Сегодня торговля деривативами во много раз превосходит торговлю реальными акциями — настолько, что Нью-Йоркская фондовая биржа была фактически куплена биржей деривативов в 2013 году. То есть, своей собственной абстракцией.
По мере того как реальный мир все больше подчиняется логике капитала, вещи, люди и места, от которых мы зависим, становятся классами активов. Дома становятся слишком дорогими для обычных людей, потому что являются инвестициями в недвижимость для государственных инвестиционных фондов и других неживых субъектов. А те, кому удается купить дома, вскоре понимают, что они служат лишь кормом для ипотечной индустрии, кредиты которой, в свою очередь, объединены в еще более абстрактные классы активов.
Люди — это в лучшем случае актив, который нужно эксплуатировать, а в худшем — цена, которую нужно терпеть.
Все оптимизировано в пользу капитала, пока его этот мир полностью не исчерпает себя.
46-й раздел новой книги Дугласа Рушкоффа «Команда Человек»