Когда все говорили про урбанизацию и перспективу возникновения МЕГАгородов будущего (вместо национальных государств), я прогнозировал деурбанизацию, необходимость расселения городов — И БЫЛ ПРАВ.
Преимущества деурбанизации для села
В деурбанизации я вижу преимущества для села, главное из которых: сельское население, живущее по законам звичаєвого права — «як діди робили» разбавится городским, просвещенным населением, владеющим технологиями. Это создаст среду для применения технологий и даст толчок качественным реформам.
Из своего опыта и окружения я вижу, что реформы в селе, как и тысячи лет назад, на Киевской руси, делаются «варягами» — более решительными, образованными горожанами, не связанными догмами, традициями, окружением и «родовыми травмами» сельского менталитета.
Это лишь подтверждает правило: «чтобы изменить систему, нужно выйти за ее пределы». Увы, пока что селянин понимает под «прогрессом» только усиление эксплуатации окружающей среды или другого селянина.
Почему реформы так важны сегодня? Если раньше для выживания критическим были традиции и опыт предков, то сегодня в условиях быстро меняющегося мира это уже не работает. Требуются новые подходы, отвечающие времени. Село или изменится, или умрет. Эту тенденцию мы видим на протяжении последних 30 лет…
«Скорее всего деурбанизация и развитие новых форм поселений станет процессом ближайшего времени. Более того, этот тренд сочетается с альтернативным растущим экономическим запросом. В условиях сокращения социальных контактов падает ценность статусных вещей и символов, а возрастает ценность качества, долгосрочности и много пользования. Все это создает почву для усиления тренда на ремесленничество, продукты более дорогие по цене, но радикально лучшие по качеству, будь то одежда, обувь, посуда или рыболовные крючки. Ранее, ключевым плюсом города было пространство связи потребителя и производителя, иначе как в городе не было шанса выйти глобальный рынок. Теперь эту задачу решил интернет, например уже в Китае социальные сети типа Tick-Tok, стали основным источником роста потребительского рынка, именно за счет маленьких фермеров и производителей, которые посредством вирусных видео бесплатно достигают максимально возможного охвата аудитории.
Таким образом, в зоне частной экономической жизни мы увидим: рост ценности автономии и минимально необходимого самообеспечения, разрыв между местом проживания и местом заработка в случае дистанционной работы в одном случае, или совмещение места труда и жизни в рамках домашнего хозяйства, интегрированного в в глобальный рынок социальных сетей. »
И ПРО ВОЗРОЖДЕНИЕ ОБЩИН:
«Прежде чем перейти к рассмотрению трендов политических перемен, отмечу еще одно измерение динамики де-урбанизации, а именно социально-психологическое. Как отмечалось ранее, городское индустриальное глобалистическое капиталистическое общество XIX и XX веков создало атомизированного индивида, и разрушило ценность места жительства. Легкость виртуальных связей и надежность средств транспорта сделала возможным отказ от локальной местной идентичности в пользу условного “гражданина мира”, чья безопасность обеспечивалась прежде всего его профессиональными навыками и местом работы как таковой. Экономические навыки были первичны, а место проживания вторичны. Эта стратегия вряд ли будет работать и дальше.
Количество социальных связей необходимо для дохода, и эта ценность не изменится, но параллельно вырастет ценность глубины и качества того, что предоставляли традиционная семья, традиционные ценности и община — тесный круг людей, на которых можно положиться в моменты кризиса. Инвестиции в эту область — единственный способ не сойти с ума в мире текучести экономической и политической жизни.»
И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РАЗВИТИЯ:
Выявленные выше социально-экономические изменения, вызванные вирусом, по-новому предъявляют требованию к государству, к его функциям и задачам. Возврат места как такового, создает почву для возвращения республиканизма и регионализма как политических традиций. Если гражданину по-настоящему становится важно то как обустроена жизнь в его поселке, городе, а рост внимания к этой проблеме повысится в связи с общим снижением человеческой мобильности и децентрализации, так “сбежать” из места становится сложнее, а цена такого переезда возрастает. Соответственно рост требований к качеству локальной инфраструктуры, особенно медицинской. Зарабатывать деньги можно в облаке, но теледоктор не вылечит от вируса — вот система координат задач для граждан и власти.
Возвращение Места, однако, означает неизбежный крах модели единого глобального либерального мира. По той причине, что такой мир предполагает стандартные рецепты и упрощение жизни, а возврат Места вернет на повестку дня Сложность и субсидиарность. Невозможно предсказать как именно будут развиваться сообщества, но они точно будут развиваться по-разному, а не в рамках одного линейного прогресса, где есть только преуспевающие и отстающие.
Человечество переживало более опустошительные эпидемии и… города модернизировались и становились больше
Все предыдущие века существования человечества не идут ни в какое сравнение с последним веком. Да, если человечество готово мириться с практически полным периодическим вымиранием городов, то эта тенденция продолжится. Но я думаю, что нет.
Скажем так, издержки существования городов никогда не были так велики:
— Плотность населения никогда не было таком высокой;
— Инфраструктура не была никогда настолько централизованной;
— Природные ресурсы никогда не были настолько исчерпаны.
— экономическое неравенство никогда не было настолько большим.
Достаточно отключить всего лишь одно из составляющих: газ, воду или электричество — и городу конец.
На примере Детройта мы видим что случается с городом, если пропадают даже не коммуникации, а всего лишь одна индустрия.
Деурбанизация начинается и в России:
Текущие потрясения в экономике и действие программы сельской ипотеки с льготной ставкой до 3% годовых приведут к дезурбанизации РФ. В течение ближайших нескольких лет в сельскую местность из городов могут вернуться 2–3 млн человек. Такой прогноз содержится в исследовании Центра отраслевой экспертизы РСХБ.
Переезд в село и деревню пока носит локальный характер, однако после окончания периода потрясений в экономике специалисты отмечают, что может возникнуть тренд на переселение в сельскую местность.
«В ближайшей перспективе может начаться процесс дезурбанизации: существенно возрастет мотивация к переезду в сельскую местность, где привычный уклад жизни гораздо более устойчив, чем в городе. Если же принимать в расчет дальнейшее инфраструктурное развитие и более длительные сроки, то российское село обладает практически неограниченным потенциалом для возвращения населения. При этом само село не только останется местом производства пищевой продукции — будут возрастать его рекреационная и туристическая функции»