Подобные расходы, которые во Франции или в России берет на себя государство, иными словами — полностью оплачивают налогоплательщики, обычно не учитывают при подсчете стоимости электроэнергии, вырабатываемой атомными электростанциями. Немецкие СМИ воспользовались зрелищным сносом охладительной башни на берегу Рейна, чтобы вновь напомнить своим зрителям, слушателям и читателям, сколько на самом деле стоит ядерная энергетика.
Разгромная статья о перспективности атомной энергетики, основанная на докладе Ива Коше, бывшего министра окружающей среды Франции — The Nuclear Fallacy — «Ядерная энергетика, гражданская или военная, требует стабильного технологического общества, чтобы предотвратить любое прерывание ядерной цепочки, от руды до киловатт-часов или до бомбы; компании с достаточно квалифицированным персоналом и техническими системами, способными поддерживать уровень эксплуатации, безопасности и защищенности в течение длительного времени.
Зная нынешнее состояние беспорядков на всей планете, климатическую чрезвычайную ситуацию, войны, партизаны, терроризм всех видов, незаконный оборот наркотиков и оружия, экологическую катастрофу за катастрофой и беспрецедентное и постоянно растущее неравенство благосостояния, когда 10% самых богатых теперь контролируют часть 90% мирового богатства, всем должно быть очевидно, что ничто из вышеперечисленного не может быть жизнеспособным»
Ив Коше, математик и бывший министр окружающей среды Франции (2001–2002 гг.), попытался прояснить ситуацию в статье в Le Monde , 04–12–2021, «Ядерный провал»
Не буду переводить, просто публикую ссылку для интересующейся аудитории. Почему «мирный атом» не спасет человечества, и даже наоборот… При учете всех затрат эффективность ядерной энергии оценивается в 12%…
В условиях Украины, где срок большинства АЭС подошел и даже превысил запланированный срок эксплуатации, преимуществами от дешевой атомной энергии пользуются олигархи. А за чей счет будут закрывать и демонтировать АЭС — пока никто даже не думает…
Демонтаж атомной электростанции в Мюльхайм-Керлихе начался в 2004 году и продлится еще, предположительно, целое десятилетие, иными словами — займет примерно четверть века. А строилась она чуть больше десяти лет: в 1975-1986 годах. По данным ее собственника, компании RWE, при демонтаже предстоит вывести и надежно захоронить примерно 1700 тонн радиоактивных материалов. Общая же масса вывезенных грузов составит под конец примерно 500 тысяч тонн.
Во сколько обошелся снос градирни, не сообщается, но в целом за то, чтобы полностью сравнять с землей бывшую АЭС в Мюльхайм-Керлихе и освободить место для новой промзоны (один земельный участок уже куплен машиностроительной фирмой), компании RWE придется заплатить свыше 1 миллиарда евро. Но здесь был только один реактор.
А вот на то, чтобы сначала обезопасить, а потом демонтировать шесть энергоблоков выведенной из эксплуатации вскоре после объединения Германии АЭС в Любмине близ Грайфсвальда на территории бывшей ГДР, уже потрачено существенно более 3 миллиардов евро из государственной казны. Работы здесь ведутся с 1995 года и продлятся, предположительно, до 2028 года. А вторую, менее крупную атомную электростанцию ГДР в Райнсберге планируется полностью снести к 2025 году.
Впрочем, все эти сроки — и расходы — просто блекнут перед тем временем и теми деньгами, которые потребуются для длительного безопасного захоронения радиоактивных отходов. Тут речь идет о столетиях и десятках миллиардов.
Во всяком случае в 2017 году четыре оператора немецких АЭС, частные компании Eon, RWE, EnBW и Vattenfall, внесли 24 миллиарда евро в специальный государственный фонд, перед менеджерами которого поставлена задача к 2100 году увеличить этот капитал примерно до 169 миллиардов евро. Именно столько, согласно прогнозам, придется заплатить в общей сложности за временное хранение и окончательное захоронение тех радиоактивных отходов, которые накопятся в Германии к моменту отказа от ядерной энергетики к концу 2022 года.
Подобные расходы, которые во Франции или в России берет на себя государство, иными словами — полностью оплачивают налогоплательщики, обычно не учитывают при подсчете стоимости электроэнергии, вырабатываемой атомными электростанциями. Немецкие СМИ воспользовались зрелищным сносом охладительной башни на берегу Рейна, чтобы вновь напомнить своим зрителям, слушателям и читателям, сколько на самом деле стоит ядерная энергетика.
«Каждый евро, вложенный в атомную энергетику, усугубляет климатический кризис»
Какие еще причины есть у энергокомпаний продолжать эксплуатацию нерентабельных реакторов?
Основная причина в том, что действующая АЭС приносит доход. Как только АЭС выводится из эксплуатации, в балансе появляются обязательства и дополнительные расходы.
Хороший пример — Япония. На то, чтобы официально закрыть атомные электростанции, часто уходили годы, потому что компании не могли позволить себе вывести эти станции из своих активов. Некоторые из этих операторов обанкротились бы в мгновение ока.
Нет сомнений в том, что энергетические компании, такие как EDF во Франции, столкнулись с серьезным финансовым кризисом. Вопрос в том, как они переживут это? Конечно, не без помощи огромных государственных субсидий в долгосрочной перспективе. Но до тех пор, пока они могут продолжать зарабатывать деньги, даже если это больше не выгодно, вкладывать деньги в снос и утилизацию отходов не стоит.
Сколько стоит снос?
Порядка 1 миллиард евро на реактор. Во Франции отложена лишь треть [необходимых средств]. Это означает, что проблема начинается, когда реакторы отключаются.
А как насчет затрат на хранение высокоактивных радиоактивных отходов?
Никто не знает, сколько это стоит на самом деле, потому что нет действующего постоянного хранилища.