Нас убедили в том, что лучшая модель — это капитализм, основанный на конкуренции, эгоизме и бескомпромисной борьбе за выживание. Однако, наука говорит прямо противоположное: «Все наши достижения – от пирамид до компьютера, от паруса до орбитальных станций, — исключительно плоды коллективной деятельности на основе социальных взаимодействий.
Сверхсложные и супер-масштабные социальные взаимодействия – это и есть единственное отличие людей от животных, сформировавшее наш интеллект, культуру, науку и духовную сферу.»
Наш интеллект – вовсе не мозг
(подтвердило первое МРТ пары в обнимку). Лучший пример — дети-маугли, обладавшие нормальным мозгом, но выросшие в отсутствие социальных контактов с другими людьми. Человеческий интеллект у них так и не сформировался. При этом они рождались 100%-ными людьми и обладали здоровым мозгом. Но были лишены социальных взаимодействий. И в результате, нейронная структура их мозга «не была прошита» интеллектом. Эту «прошивку» мы и называем интеллектом. И она — плод социальных взаимодействий миллиардов Homo sapiens в течение миллионов лет.
Все наши достижения – от пирамид до компьютера, от паруса до орбитальных станций, — исключительно плоды коллективной деятельности на основе социальных взаимодействий.
Сверхсложные и супер-масштабные социальные взаимодействия – это и есть единственное отличие людей от животных, сформировавшее наш интеллект, культуру, науку и духовную сферу.
Но мы не понимаем, как это происходит. Как социальные взаимодействия влияют на постоянную «перепрошивку» нейронных структур.
Мы кое-как разбираемся, что творится в мозге ОДНОГО человека: как он обрабатывает данные, поступающие от органов чувств, как в нем формируются всякие образы, как активируются отдельные зоны и сетевые нейроструктуры при мышлении или выполнении тех или иных действий.
Но как было сказано выше – мы ничего не знаем о том, как социальное взаимодействие влияет на мозг. А значит мы ничего не знаем о том, как формируется интеллект.
Точнее сказать, очень мало знаем. Поскольку первые, весьма несовершенные технологии гиперсканирования, позволяющего определить активность мозга двух людей в то время, как они контактируют и общаются друг с другом, уже созданы. Первые такие технологии, например, — использование спектроскопии в ближней инфракрасной области, уже дали кое-какие результаты. В частности, было установлено, что мужчины и женщины имеют отличные подходы к любой проблеме, которая должна быть решена через сотрудничество.
Однако самым мощным инструментом современных исследований мозговой активности является магнитно-резонансная томография. Но эффективно работающих систем гиперсканирования на основе МРТ пока не было (хотя МРТ исследование процесса секса было успешно проведено еще 20 лет назад и с тех пор –самая скачиваемая статья 🤪)
И вот прорыв – первая такая система появилась. 10 пар добровольцев (23 ± 3 года) — 7 пар женщина-мужчина и 3 пары женщина-женщина, укладывались почти в обнимку в новый 16-канальный фМРТ сканер с двумя шлемами для каждого из контактеров. Последние не просто лежали в тесном контакте. Они взаимодействовали. Не подумайте чего-то плохого. Максимум интимной близости проявлялся постукиванием пальца по губам другого.
Первые результаты, хоть и скромные, но чрезвычайно важные.
Впервые удалось экспериментально зафиксировать нейронные основы социального взаимодействия людей.
Установлено:
• во время социального взаимодействия мозг партнеров должен постоянно предвидеть, а также реагировать и приспосабливаться к поступающим сигналам;
• два мозга связаны друг с другом через поведение, и они влияют друг на друга через экстракраниальные петли: двигательные действия, передаваемые одним человеком, интерпретируются посредством сенсорных систем другого и преобразуются в сенсомоторный формат для содействия пониманию действия;
• на фМРТ видно, как эти сенсомоторные петли рекурсивно функционируют, порождая каскад процессов-действий, являющихся ответными действиями на действия партнера.
И хотя этот прорыв – всего лишь первый шаг в фМРТ гиперсканировании, появилась возможность количественно определять динамическое взаимодействие между двумя мозгами аналогично тому, как такое взаимодействие происходит в реальной жизни.
И значит появляется возможность фиксировать, как социальные взаимодействия влияют на «прошивку», формирующую то, что мы называем интеллект.
Профан писал. Смешать капитализм как экономическую систему и неврологию и делать выводы… Это надо уметь. При капитализме отлично создавали сложные системы без эгоистичного соперничества. Соперничать можно и коллективами. Что пытались практиковать и в совке