Триумф неолиберализма привел к величайшему неравенству в истории, когда (на основе самых последних статистических данных) двадцать шесть самых богатых людей в мире обладают таким же богатством, как половина всего населения мира.
Это позволило крупнейшим транснациональным компаниям придушить другие формы организаций, в результате чего из ста крупнейших экономик мира шестьдесят девять являются корпорациями.
Cтремление к неограниченной прибыли и экономическому росту вывело человеческую цивилизацию на ужасающую траекторию. Неконтролируемый климатический кризис – самая очевидная опасность: нынешняя мировая политика способствует увеличению температуры на 3° к концу этого столетия, и ученые-климатологи публикуют страшные предупреждения о том, что последствия к которым это приведет может сделать ситуацию намного хуже, чем самые смелые прогнозы, и, таким образом, поставить под угрозу само существование нашей цивилизации.
https://www.theguardian.com/environment/2018/jul/06/global-temperature-rises-could-be-double-those-predicted-by-climate-modelling
Но даже если климатический кризис каким-то образом будет взят под контроль, стремление к бесконечному экономическому росту в будущие десятилетия столкнет нас лицом к лицу с целым рядом дополнительных экзистенциальных угроз.
Сейчас наша цивилизация потребляет на 40% выше устойчивых возможностей. Мы быстро истощаем леса, уничтожаем животных, насекомых, рыбу, пресную воду и даже черноземный слой почвы, необходимый для выращивания продовольствия. Мы уже превысили три из девяти планетарных границ, которые определяют безопасное существование человечества, и, тем не менее, ожидается, что мировой ВВП увеличится более чем вдвое к середине века, с потенциально необратимыми и разрушительными последствиями.
В 2017 году более пятнадцати тысяч ученых из 184 стран выпустили зловещее предупреждение человечеству о том, что время истекает: «Скоро будет слишком поздно, – пишут они, – чтобы изменить курс с текущего гибельного пути». Это подтверждаются утвержденной правительством декларацией МГЭИК, спонсируемой ООН, что нам нужны «быстрые, далеко идущие и беспрецедентные изменения во всех аспектах жизни общества», чтобы избежать катастрофы.
https://academic.oup.com/bioscience/article/67/12/1026/4605229
Коронавирус уже более эффективен в замедлении разрушения климата и экологического коллапса, чем все мировые политические инициативы вместе взятые. В феврале выбросы CO2 в Китае снизились более чем на 25%. Ученые подсчитали, что благодаря снижению загрязнения воздуха в двадцать раз, было спасено больше жизней китайцев, чем потеряно из-да коронавируса. В следующем году мы, вероятно, увидим сокращение выбросов парниковых газов, превышающее даже самые оптимистичные прогнозы моделистов, в результате снижения экономической активности. Как написал французский философ Бруно Латур: «В следующий раз, когда экологов засмеют, утверждая что «экономику нельзя замедлить», вспомним, что она может быть остановлена в течение нескольких недель во всем мире, когда это отвечать серьезности угрозы».
Рост «глокализации». Одной из определяющих характеристик эпохи неолибералов была агрессивная глобализация, основанная на принципах “свободного рынка”. Транснациональные корпорации диктовали странам условия где размещать свои производства, заставляли конкурировать конкурировать друг с другом, уменьшать защиту работников в «гонке на дно».
Использование дешевого ископаемого топлива привело к расточительному и нецелевому использованию ресурсов в бессмысленном перемещении продуктов питания доставляются по всему миру для удовлетворения потребительского спроса, вызванного манипулятивной рекламой. Эта глобализация рынков стала основной причиной огромного роста потребления эпохи неолибералов и угрожает будущему цивилизации. Между тем правые популисты убеждают массы людей, недовольных растущим неравенством, обратить свой гнев на направлении таких групп, как иммигранты или этнические меньшинства.
Эффект Covid-19 может привести сворачиванию этих неолиберальных норм. По мере разрушения цепочек поставок, сообщества будут обращаться за товарами и услугами к местным и региональным производителям.
Когда устройство ломается, люди будут стараться отремонтировать его, а не покупать новое. Рабочие, и недавно потерявшие работу снова станут востребованы в небольших локальных компаниях, спрос на продукцию которых возрастет.
Эра неолибералов была построена на мифе об эгоистичном человеке, как фундаменте всех ценностей. Как однозначно заявила Маргарет Тэтчер : «Общества не существует. Есть отдельные мужчины и женщины, и есть семьи». Эта вера в эгоистичную личность не просто разрушительна для сообщества – она совершенно неверна. С эволюционной точки зрения определяющей характеристикой человечества являются просоциальные импульсы справедливости, альтруизма и сострадания,которые заставляют нас отождествлять себя с чем-то большим, чем наши собственные шкурные интересы.
Как только коронавирус начнет отступать и возникнет новый социально-политический порядок, над нами все еще будет нависать более масштабная угроза, связанная с нарушением климата и экологическим коллапсом. Неолиберальная эра проложила путь цивилизации прямо в пропасть. Если мы действительно хотим изменить курс, то новая эра должна определяться на самом глубоком уровне не просто политическим или экономическим выбором, но революцией ценностей. Это должна быть эпоха, когда основные человеческие ценности справедливости, взаимопомощи и сострадания имеют первостепенное значение – простираясь за пределы местного соседства, на государственное и национальное правительство, на мировое сообщество людей и, в конечном счете, на все живое на земле.