Financial Times: Сколько я себя помню, люди говорили, что Китай не может добиться успеха. Коммунизм не работает. Авторитаризм не работает. Китайцы не изобретательны. У них большие проблемы с плохими долгами и спекуляциями недвижимостью. И все же каждый день мы видим, что Китай добивается исключительных успехов.
Китай достиг одного из самых низких в мире показателей заболеваемости Covid-19. За последний год его экономика выросла почти на 5 процентов, не монетизируя долг, в то время как все основные экономики сократились. Китай производит больше, чем потребляет, и имеет положительное сальдо платежного баланса, в отличие от США и многих западных стран.
Мировой порядок меняется, но многие упускают это из-за постоянного антикитайского уклона. Экстраординарная производительность Китая не нова. На самом деле, помимо века унижения 1839-1949 годов, она исторически была одной из самых могущественных стран и культур в мире.
Только за последние четыре десятилетия его экономические изменения были замечательными. Как бы вы ни критиковали китайский государственный капитализм, вы не можете сказать, что он не сработал, даже если вы решительно не согласны с тем, как это сделал Пекин.
Все это говорит о том, что подъем Китая имеет гигантские политические, экономические и инвестиционные последствия. Политически Китай стал главной проблемой для обеих партий в США, которые опасаются его роста, распространения глобального влияния и отвергают его авторитарную модель и обращение с меньшинствами, такими как мусульмане-уйгуры в Синьцзяне. Ответ Китая заключается в том, что для поддержания порядка нужна сильная рука, то, что происходит внутри его границ, — это его бизнес, а у США есть свои проблемы с правами человека.
Между тем экономика Китая примерно такого же размера, как и экономика США, и развивается более быстрыми темпами — так что время на стороне Китая. В нем растет число хорошо образованных людей, и около трети мировых научно-технических университетов, специализируются на науке, что в три раза превышает долю США.
Он также производит и собирает значительно больше данных для обработки с помощью искусственного интеллекта. Для многих на Западе это имеет темную сторону с точки зрения государственного надзора. Но для многих китайцев это укрепляет позитивные социальные нормы, а также обещает огромную эффективность.
В конечном счете вечные и универсальные истины определяют, почему страны добиваются успеха или терпят неудачу. Короче говоря, империи растут, когда они продуктивны, финансово здоровы, зарабатывают больше, чем тратят, и увеличивают активы быстрее, чем свои обязательства. Это обычно происходит, когда их люди хорошо образованы, много работают и ведут себя цивилизованно.
Предрассудки и предубеждения всегда закрывают людям глаза на открывающиеся возможности. Итак, если Вы были китайским скептиком по причинам, которые не согласуются с тем, что там происходит, я предлагаю вам очистить свой ум. То же самое касается событий в США и их места в меняющемся мире. Канун выборов в США — хорошее время, чтобы поразмыслить и о том, и о другом.