Недавно Украина разместила еврооблигации на $2 млрд: выпуск 5-летних еврооблигаций на $750 млн и 10-летних – на $1,25 млрд. Доходность 5-летнего транша составила 9% годовых, 10-летнего – 9,75% годовых. Первоначальный ориентир равнялся соответственно около 9,25% годовых и около 10% годовых.
Прямо сейчас идёт размещение евро-облигаций Украины на 1.5 млрд евро. Это размещение бы не удалось, если бы президент уволил премьер-министра Гончарука. Завершение сделки и перечисление средств в Минфин ожидается на конец января.
Занимать в долг под космические проценты – это не “привлекать международные инвестиции по приемлемой цене“. Рост задолженности по облигациям внутреннего займа, конечно, пугает. Но есть лучик позитива: жадных международных спекулянтов можно оставить в дураках, при желании. Есть один простой способ.
Хорошая новость в том, что ОВГЗ продаются за отечественную валюту. Поэтому, чтобы отдать долги, Нацбанку необходимо всего-лишь напечатать 100 или 200 миллиардов гривен. И ничего в этом страшного нет. Мы так любим ссылаться на “цивилизованный мир”, когда речь идет о сдаче национальных интересов. А когда нужно этот интерес отстаивать, почему-то забываем про примеры оттуда. Цивилизованные страны с легкостью печатают деньги, когда этого требует рынок, и вбрасывают их в экономику. Понятное дело, такое возможно, если Центробанк является действительно независимым органом, а не “краником” для слива ресурсов из экономики развивающейся страны в интересах “зарубежных инвесторов”. Сегодня НБУ, похоже, независим только от Украины.
“Я вам ничего не должен” (с) – вот таким был бы ответ независимого НБУ, когда он рассчитается со спекулями свеженапечанными наличными. А кто вам гарантировал вывод железобетонного доллара при инвестициях в гривну?
Да, курс доллара припадет, но это только пойдет на пользу экономике: выплаченные наличные, такие нужные экономике, вольются в реальный сектор, потому что больше им просто некуда деваться. Они поднимут спрос на продукцию отечественного производства, создадут рабочие места и повысят налоговые поступления. Вспомните кредитный бум 2005-2008? Так вот будет тоже самое, только без пирамиды ссудного процента. Эта денежная масса улучшит экспортно-импортный баланс нашей импорто-ориентированной экономики. Даст фору экспортерам. Ведь для того чтобы вывести эти миллиарды из Украины, придется купить на эту сумму товаров, которые можно продать за рубежом. Или инвестировать в производство, чтобы эти товары произвести. Вот это называется ИНВЕСТИЦИИ, а не быстрые деньги в долг под проценты развивающейся стране в условиях отрицательных процентных ставок в “цивилизованном мире”.
Такое решение возможно, если придет правительство, которое поставит во главу угла национальный интерес! А пока… я уверен, что эти люди сидят на откатах от распродажи Украины.
А после прочтения этого текста, вспомните, что вам показывали по телевизеру: как видит возврат государственных долгов президент Зеленский (Голобородько)
А как в Китае?
Облигации специального назначения. ОВГЗ Китая выпускаются для достижения конкретных целей и поддержки конкретных проектов. А не закрытия дыр в бюджете и навара для международных спекулянтов. Вот поэтому у них есть маски, а у нас – нет
Власти КНР планируют выпуск специальных гособлигаций для финансирования расходов по поддержке экономики.
За последние 20 лет власти КНР несколько раз задействовали этот инструмент. Специальные облигации выпускаются для достижения конкретных целей и поддержки конкретных проектов, и не учитывается в составе официального показателя дефицита бюджета КНР.
В 1998-2000 годах были выпущены долгосрочные гособлигации на сумму около 210 млрд. юаней для поддержки строительства инфраструктуры, реконструкции после стихийных бедствий, технологических преобразований государственных предприятий и развития западных районов Китая.
В 2007 году было выпущено 1,55 трлн юаней специальных гособлигаций для покупки иностранной валюты у Народного банка КНР в рамках создания национального суверенного фонда – China Investment Corp.
По оценкам аналитиков, объем выпуска спецоблигаций на этот раз может составить не менее 2 трлн. юаней или более 2% ВВП, сообщает издание Caixin.