Целые книги пишутся, чтобы разоблачать так называемые “свободные рынки”. Но наши либералы не читают книг. Они как попугаи могут только повторять заученные штампы.
Причина нашего постоянного падения сводится к «бесконечному накоплению капитала».
Существует четыре типа тирании – физическая, экономическая, идеологическая и линейное мышление. Шайдлер показывает, как они проявляли себя на протяжении всей истории, вызывая все возрастающие страдания и смерть, неравенство и разрушение планеты. В какой-то момент непрекращающийся поиск роста любой ценой должен прекратиться, поскольку планета будет лишена воздуха, почвы, воды и ее способности поддерживать человеческую жизнь.
Так было не всегда. Шайдлер говорит, что равенство было нормальным состоянием. У людей было не много имущества, и они предпочитали сотрудничество ради всеобщего блага, а не конкуренцию.
Рынки никогда не были и не являются свободными. Они были и продолжают быть коррумпированными. От торговых сделок до субсидий, от взяточничества до лоббирования и от консолидации путем слияния до враждебных поглощений – рынки принесли огромные выгоды по сравнению с другими инструментами. Монополия – всегда цель. Шайдлер говорит: «Там, где есть действительно свободный рынок, что означает неограниченную конкуренцию, цены и прибыль быстро падают до точки, когда крупные реинвестиции больше не имеют смысла». Совершенно очевидно, что сегодня мир устроен не так
Далее – децентрализация или смерть
Что касается будущего, говорит он, если мы продолжим идти по этому пути, конец будет ужасным, поскольку природа не потерпит господства над собой больше, чем над нашими собратьями-людьми. Катастрофический рост уровня загрязнения не может продолжаться без прекращения жизни, какой мы ее знаем. С другой стороны, есть и хорошие тенденции. Он говорит, что многие крупные города по всему миру национализируют свои муниципальные системы водоснабжения у некомпетентного и чрезмерно жадного частного сектора. Электроэнергетические компании, которые снова оказались в руках местных властей, реализуют политику возобновляемых источников энергии и устойчивого развития, стремясь к нулевому использованию ископаемых видов топлива. Местные органы принимают участие в восстановлении кооперативного жилья, отбирая жилплощадь у глобальных хедж-фондов, разрушающих жизни миллионов людей.
То же самое следует сделать сделать в отношении глобализированного сельского хозяйства. И вообще – глобализированного и корпоративного ВСЕГО. Это осознание того, что децентрализация – лучший выбор. “Слишком большой чтобы обанкротиться” – уже само по себе провал.
Шайдлер говорит, что 200 ведущих мировых компаний производят 25% мирового национального продукта, но нанимают только 0,75% рабочей силы. Во главе угла – только прибыль. Централизация, разрушение и объединение в мегакорпорации зашло слишком далеко. В то время как средний человек готов и желает сотрудничать и обращаться со всеми на равных, гонка бесконечного накопления капитала остается в прямом конфликте с этой целью.
Шайдлер хочет надеяться, что децентрализация наступит повсюду, доведя мир до человеческого уровня, осознавая его влияние на планету и других людей..