Дания — модель для перехода США на путь развитого социализма?

0
888

«Датский социализм» живёт за счет интенсивного налогообложения. Налог на добавленную стоимость в Дании составляет 25% на все товары и услуги. Ставки подоходного налога также высоки. Если вы получаете государственную поддержку, попадаете под трудоспособный возраст и здоровы, государство обяжет вас работать.

Готовность датчан платить высокие налоги объясняется высокой степенью этнической однородности и уровнем взаимного доверия среди граждан. Социологи называют это «общественным капиталом». Датчане готовы вкладываться во всеобщее благосостояние, потому что они знают, что эти деньги пойдут как другим датчан, так и им самим.

Всякий раз, когда датские политики предлагают ввести налоговые льготы, их идеи встречают яростное сопротивление: хотите сократить налоги? Какую часть государства всеобщего благосостояния вы готовы «ампутировать»? И дискуссия тут же заканчивается.

Датчане, в отличие от американских социалистов, окормляющихся при Демократической партии, все яснее осознают, что государство всеобщего благосостояния не может существовать в условиях открытой иммиграции. Политическая партия, агитирующая за «открытые границы», никогда не победит на выборах в Дании. Датчане не страдают от исторических комплексов: за последние 200 лет они ни на кого не нападали и никогда не вершили геноцид.

Более того, есть ещё один факт, о котором стоит задуматься: Дания в действительности не социалистическая страна. Её устройство представляет собой сплав капитализма и некоторых социалистических элементов. В Дании нет установленного законом минимального размера оплаты труда. Заработная плата, льготы и трудовые условия определяются путем переговоров между работодателями и профсоюзами. 67% датских работников входят в профсоюзы (по сравнению с 19% в Германии и 8% во Франции). Забастовки и массовые увольнения являются обычным делом; правительство, как правило, не вмешивается.

Предприятиям не составляет труда увольнять работников, что дает им возможность легко адаптироваться к изменениям на рынке. В защиту трудящихся государство приняло ряд мер — таких как щедрые пособия по безработице и программы переподготовки и повышения квалификации для сокращенных работников.

Зато датские компании не получают помощи от правительства.
Рынок в Дании свободнее, чем в США. Согласно индексу экономической свободы исследовательского центра Heritage Foundation за 2018 год, Дания стоит на 12 месте, опережая Соединенные Штаты, которые занимают 18 позицию. На дне рейтинга находится Венесуэла, перед ней на 180-м месте — Северная Корея.

«Очень высокие налоги и большая доля государственного сектора заметно умаляют индекс капитализма и показатели экономической свободы. Но Дания компенсирует это защитой прав собственности, низким уровнем коррупции, относительно слабым регулированием частного бизнеса, открытой внешней торговлей, здоровыми государственными финансами и многим другим. Высокая степень экономической свободы является одной из причин высокого уровня жизни в Дании », — комментирует Мадс Лундби Хансен, главный экономист влиятельного в Дании аналитического центра CEPOS.

В эфире Fox Business телеведущая Триш Риган отметила, что датчане платят «федеральный налог» в размере 56% от своего дохода. Это не совсем верно. 55,8% взимается с категории лиц, получающих доход выше 498 900 датских крон ($76 500). Те, кто получает менее 498 900 крон, платят меньший налог. Максимальная ставка 55,8% не является «федеральной» или «национальной». Это совокупность всех налогов на доходы: государственного, регионального, муниципального и трудового. Она не включает НДС в размере 25%, которым облагаются все покупки.

Риган также утверждала, что датчане платят налог на автомобили в размере 180%. И правда, в своё время в Дании взимался максимальный налог в размере 180%, но в последние годы налоги на транспортные средства были снижены. Сегодня первые 185 тыс крон ($28 400) от стоимости автомобиля с газовым или дизельным двигателем облагаются налогом в размере 85%; если цена автомобиля превышает 185 тыс крон, то оставшаяся сумма облагается налогом в размере 150%, что, конечно, немало.

Общая налоговая нагрузка в Дании составляет 45,9% от ВВП, что является самым высоким показателем среди всех стран-членов ОЭСР.
Образование в Дании бесплатное на всех уровнях, включа докторантуру. Более того, государство периодически платит учащимся за учебу. Студенты университетов, которые больше не живут со своими родителями, получают ежемесячную стипендию в размере почти $1000. Не менее 325 тыс студентов от общей численности населения 5,6 млн вправе рассчитывать на стипендию. В Дании стипендию получают также 20 тыс иностранных студентов.

Попытки финансовых консерваторов упразднить студенческие льготы встретили отпор со стороны влиятельных студенческих союзов.

Многие датчане «сидят» на пособиях. Данные правительства за 2017 года показывают, что 712 300 датчан трудоспособного возраста (16-64) — не считая студентов, получающих стипендии — получают финансовую поддержку от государства. Однако заявления Риган о том, что большинство датчан не работает, не соответствуют действительности. По статистике, 69,9% датчан в возрасте 16-64 лет активно работают.

Как Дании удается платить за существование своего государства всеобщего благосостояния, в котором медицина абсолютно бесплатна, независимо от тяжести состояния пациента? Триш Риган утверждает, что Дания «увязла в долгах». Но и это не так. Как оказалось, Дания входит в число стран с наименьшей задолженностью в мире. Общий долг правительства Дании составляет 35,9% от ВВП. Для сравнения, долг Великобритании составляет 86,3%, США — 108%, Бельгии — 101%, Канаде — 86,6%, Франции — 96,3%, Германии — 59,8%, Нидерландах — 53,5 %, Италии 129,7%, Испании 96,7%, Швейцарии — 41,9%.

Сравнивая Данию с Соединенными Штатами, Хансен отмечает, что последние испытывают проблемы с финансовой устойчивостью, которая может потребовать повышения налогов. В Дании наблюдается феномен под названием фискальная «сверхустойчивость» («overholdbarhed»).

Идеи социализма набирают популярность в определенных слоях американского населения. Его сторонникам было бы неплохо ознакомиться с примером Дании. В Дании сочетание капитализма и государства всеобщего благосостояния стало возможным по той причине, что Дания — маленькая страна с этнически однородным населением. Её экономическая и социальная модель построена на политических, социальных и экономических компромиссах между крестьянами и землевладельцами, предпринимателями и рабочими, правыми и левыми политическими партиями. Это даёт стабильность, которой трудно достичь в таких гораздо более крупных и многонациональных странах, как США.

Добавить комментарий