В Польше решили больше не спасать «эффективных частных собственников» за счет бюджета. Банки просто национализируют. Так, сегодня Польша объявила о национализации одного из крупнейших польских банков Idea Bank, того, который безуспешно пытался приобрести «кошелек Сороса» в Украине — Томаш Фиала.
Idea Bank поглощен государственным банком Bank Pekao SA, в рамках принудительной реструктуризации, инициированной сегодня Фондом банковских гарантий и 3 января 2021 года в соответствии с административным решением перейдет к управлению предприятием и обязательствами Idea Bank SA с исключениями, указанными в решении. Приобретение в рамках процесса обязательной реструктуризации позволит ограничить негативное влияние банкротства Idea Bank SA на банковский сектор.
К этому решению готовились давно. По словам Михала Козака, польского корреспондента в Украине, согласно «Плана Здзислава» (Здзислав Сокал, президент Фонда банковских гарантий — прим.) теперь вместо рефинансирования (за счет налогоплательщиков и бюджета) поддерживать «эффективного частного банкира», оказавшегося в сложном положении, можно рефинансом, а потом брать деньги из фонда гарантирования вкладов клиентов банка. Если это не помогает — банк просто национализируется, а владельцы и акционеры остаются ни с чем.
Вот так и должен работать «свободный рынок» — когда акционеры и вкладчики несут солидарную ответственность и риски за решения, которые они принимают, доверяя средства определенным коммерческим структурам.
2 года Польша под руководством советника президента Польши Здзислава Сокала готовилась к внедрению этого механизма, все это время находясь под прессингом и медиа ударами «защитников частной собственности», которым очень не нравилась идея в полной мере вкусить «свободного рынка», за который они так ратовали все это время.
Между тем, им напомнили, что то, что они клеймили в средствах массовой информации, называя «противозаконным захватом банков и «кражей системы», является официально принятой формулой спасения банков в Европейском Союзе.
«Странно, что владелец банка этого не знает. Эта процедура была введена в законодательство ЕС директивой, называемой Директивой о санации банков — (BRRD). Эта директива должна была стать официальным ударом ЕС по банкам, которые потребовали помощи в сотни миллиардов евро во время мирового финансового кризиса 2008-2013 годов (последствия которого и все ощущаются в некоторых европейских странах). Тогда финансовая помощь поступила из карманов европейских налогоплательщиков. Директива BRRD изменила правил для сберегательных банков. Теперь уже не налогоплательщики должны были тратить деньги, чтобы их спасти, а акционеры, кредиторы и вкладчики», — пишет заместитель главного редактора Bankier.pl Марцин Дзядковяк.
В своей статье журналист упоминает о том, что в Еврозоне для этого был создан специальный орган, который решает, что нельзя спасать банк «традиционными мерами» и требует решительных корректирующих действий. Это учреждение называется Единым советом по реструктуризации и распоряжению о ликвидации (Single Resolution Board, SRB).
А в середине 2017 года на живом примере отработали показательную ликвидацию частного банка. Ситуация имела место в Испании, где шестой по величине банк Испании- Banco Popular Espanol — на грани банкротства потребовал «наведения порядка» за счет налогоплательщиков. В результате владельцем этого банка за 1 евро стал Banco Santander, собственник польского Santander, который некоторое время назад стал владельцем BZ WBK. Основанием для такого шага послужило решение Европейского центрального банка, который решил, что Banco Popular является учреждением, которое «обанкротится с большой вероятностью». ЕЦБ пояснил, что «не было надежных перспектив того, что альтернативные действия частного сектора или надзорное решение могут предотвратить банкротство банка в ближайшее время».
Процедура была проведена очень быстро, в течение ночи. Как описывает Яцек Рамотовски в статье, опубликованной в «Monitor Finansowy» , 6 июня ЕЦБ решил, что «Banco Popular» является «банкротом или близок к банкротству», а 7 июня, в 6:30 утра, SRB принял решение. Banco Popular исчез в одно мгновение, и Сантандер вступил в свои права и обязанности. Ни один клиент не успел даже испугаться.
И что еще интересно. В статье наконец впервые поднимается вопрос «частичного резервирования», а именно — печати денег из воздуха, которым злоупотребляют чатные банки и которое является основной причиной банкротств в банковской сфере.
Дело в том, что банку не нужно иметь 100% покрытие капиталом всех средств, депонированных в его казну клиентами. По принципу системы частичного резервирования банку достаточно иметь в своем распоряжении лишь определенную часть средств в наличных. Предполагается, что не будет ситуации, когда все клиенты банка захотят снять свои деньги сразу.
Это предположение явно неверно, потому что, хотя в течение 99% времени работы банка такие ситуации не возникают, это один процент когда что-то встревожит клиентов банка и они поспешат вывести свои средства, все же случается. Поскольку такая угроза исходит от розничных клиентов, в банковскую систему был введен дополнительный элемент, а именно Схема гарантирования вкладов. Банки обязаны уплачивать взносы в Фонд банковских гарантий (BFG), который в случае банкротства банка должен выплатить средства владельцам вкладов. В Польше BFG гарантирует вклады до эквивалента 100 000 злотых. Однако даже этот элемент системы не гарантирует того, что банкротство не произойдет.
Ясно одно, что свободный рынок должен быть «свободным для всех». Это означает «свободу» обанкротиться в случае принятия неверных решений, равную для всех — и частных лиц, и мегакорпораций. Практика спасения «слишком больших, чтобы прогореть» за счет общественных средств, или «социализма для избранных«, должна уйти в прошлое.
И Польша сегодня решительно претворяет эти принципы справедливости в жизнь.
Вячеслав Горобец
Мое интервью с Здзиславом Сокалом можно прочитать тут.