Война положительно сказывается на ВВП

0
992

По оценкам, Соединенные Штаты потратили более 2 триллионов долларов на войну в Ираке 2003 года. И это прекрасно для экономики, если смотреть через призму валового внутреннего продукта (ВВП).

ВВП не измеряет благосостояние общества или эмоциональное благополучие граждан. Он измеряет увеличение богатства. И война, сынок, этому способствует.

Для ВВП не имеет значение, какой вклад создаваемое богатство привносит в жизнь общества. В этом опасность метрик. Единый показатель удобен для отслеживания здоровья нации. А как насчет того, что за ним стоит? Наблюдение за результатами без учета процесса – довольно примитивный способ измерения успешности нации.

ВВП усугубляет системные проблемы, такие как несправедливость, неравенство и корень всех проблем – усиление климатического кризиса. Чтобы решить их, нам нужны показатели, стимулирующие конструктивную деятельность, решения существующих проблем, а не создание новых.

Зачем нужен ВВП?

Концепцию ВВП разработал Саймон Кузнец в 1934 году. После окончания Второй мировой войны он стал основным инструментом для измерения эффективности экономики страны. Кузнец тода предупредил о его ограничениях: «Вряд ли можно сделать вывод о благосостоянии нации путем измерения национального дохода».

Благополучие общества и душевное состояние его людей не идут рука об руку с ростом экономики страны. Показательный пример – неравенство. Предполагается, что чем выше ВВП в стране, тем богаче и развитее страна. Каждый гражданин должен пожинать плоды увеличения ВВП. Это было бы так, если бы богатство распределялось равномерно.

На самом деле происходит обратное. По ВВП США – самая богатая страна на Земле. При этом 0,1% богатейших владеют примерно 20% всего богатства страны. В глобальном масштабе 26 самых богатых людей в мире имеют такое же состояние, как и 3,8 миллиарда беднейших. Фактически, автобус, наполненный мультимиллиардерами богаче, чем все население Китая, Индии, Соединенных Штатов, Индонезии и Пакистана вместе взятых.

По мере увеличения ВВП неравенство только возрастает.

Так почему мы ориентируемся на ВВП?

Он считается барометром здоровья экономики страны. Рост ВВП – признак растущей экономики, стимулирующий инвестиции. Снижение ВВП указывает на то, что экономика сокращается и находится под угрозой рецессии, препятствуя инвестициям.

ОК, это полезный показатель для экономистов и инвесторов. Но причем тут война?

Если мы посмотрим на пример войны в Ираке, это были скоординированные усилия грандиозного масштаба. Это событие включало транспортировку армии США и их сложного оборудования через весь мир. Армию нужно было накормить, одеть и обеспечить безопасность. Свергая режим Саддама Хусейна, США разрушили города и инфраструктуру Ирака. Чтобы восстановить разрушенную страну, ее нужно было отстроить. Каждый этап процесса требовал огромных инвестиций. Отсюда и сумма – более 2 триллионов долларов.

А как насчет усилий людей, которые невозможно монетизировать? А жертв войны, которые по сей день страдают физически или психологически? Как насчет добровольцев, которые рисковали своей жизнью, чтобы спасти других?

Как ВВП измеряет их страдания или вклад? НИКАК.

Как сказал Роберт Кеннеди, ВВП «в целом измеряет все, кроме того, что делает жизнь стоящей».

Есть ли альтернатива?

К метрике, которая расценивает войну как положительный фактор, следует относиться скептически. Но это не самое худшее. ВВП не учитывает окружающую среду, от которой зависит наше выживание.

Изменение климата десятилетиями считалось несущественным, потому что решение этой проблемы требовало сокращения выбросов углерода, что имеет прямое влияние на ВВП. Не говоря уже о кризисе, угрожающем существованию человечества и всей жизни на Земле. Если ВВП растет, неужели это все, что имеет значение?

Мы мчимся в неопределенное будущее, но надежда есть. Другие показатели становятся все более популярными. Такие показатели, как Отчет о мировом счастье ООН, оценивающий страны по уровню счастья. Также, ОЭСР создала основу для измерения благополучия и прогресса.

Что еще нужно, так это метрика, включающая три главных фактора: состояние окружающей среды, благополучие общества и развитие экономики. Создание метрики, учитывающей эти факторы может быть ключем для изменения человеческого поведения. Дэн Ариели объясняет это Harvard Business Review:

«Люди корректируют свое поведение в зависимости от показателей, на которые они опираются… что измеряете – то вы и получите».

Если мы продолжим полагаться на ВВП как показатель здоровья экономик, деструктивное поведение продолжится. Но если мы изменим метрики успеха, поведенческие черты, порожденные ВВП, также изменятся.

Измерение успеха наций, основанное на здоровье окружающей среды, благополучии общества и развитии экономики, может иметь решающее значение. Страны и люди сосредоточат свои усилия на достижении целей, основанных на этих факторах.

Любая метрика, которая рассматривает войну в положительном свете, не должна использоваться ни для чего. Нам нужен набор показателей, определяющих поведение людей, делающих войну нелогичной.

Добавить комментарий