Не только уровнем развития. Просто вам хочу показать сравнение двух разных миров и разных подходов в этих мирах.
1. Долгосрочная стратегия развития.
Германия. Национальная промышленная стратегия 2030.
Украина. Было заявлено, что стратегия не нужна.
2. На какие отрасли акцентирует внимание государство?
Германия. Доля промышленности в ВВП должна быть увеличена с 23,2% до 25%. В ЕС доля германского производства должна вырасти до 20%
Украина. За счёт рынка земли хочет привлечь инвестиции, увеличить продуктивность. А значит долю агро в ВВП.
3. Политика на счёт ведущих компаний.
Германия. Долгосрочное выживание существующих немецких чемпионов – Siemens, Thyssen-Krupp, автопроизводители и Deutsche Bank – является вопросом политической и государственной важности.
Украина. Неизвестна судьба Антонова. Несмотря на то, что у нас так же есть свои чемпионы, как Турбоатом, Южмаш, Мотор Сич, они никого кроме иностранцев не интересуют. Позиции правительства по них нет.
4. Иностранные поглощения.
Германия. В особо важных случаях, если компания владеет исключительными знаниями и технологиями, то государство должно само приобрести долю в компании и заблокировать сделку. Так же для этого будет разработан механизм участия в управлении и развитии компании.
Украина. Полномасштабная приватизация. Мотор Сич, потеряв контракт на вертолеты, продаётся китайцам. Если бы не вмешательство американцев, то сделка была бы уже осуществлена.
5. Стимулирование инноваций, чтобы отвечать вызовам современной экономики.
Германия. Прямое участие государства необходимо и оправдано в случае чрезвычайно важных инноваций, как цифровая платформа, искусственный интеллект и беспилотные автомобили.
Украина. Диджитализация и равная конкуренция. Государство не должно поддерживать и вмешиваться в бизнес. О механизмах государственного участия или финансирования стартапов речи не идёт.
Сейчас вы скажите, что немцы ударились в протекционизм и делают ошибку. Не хочу вас огорчать, но протекционизм там присутствовал всегда. Просто он имел разные формы. Только с 2008 на субсидирование автопроизводителей было потрачено 100 млрд евро. Напомню так же, что после падения Берлинской стены, на интеграцию экономики Восточной Германии было потрачены огромные средства. По некоторым оценкам около триллиона евро. Причём деньги пошли на финансирование и модернизацию существующих промышленных мощностей. Да, возможно этот регион менее развит чем западный, но тем не менее, Украине с ее сырьевой экономикой даже этот уровень недостижим.