Ассоциация частных банков Германии, которая состоит из более 200 финучреждений, обнародовала документ касательно создание цифрового евро. В документе говорится о том, что цифровой евро будет функционировать на общеевропейской платежной платформе. Данная платформа будет поддерживаться монетарной политикой европейских стран.
Для того, чтобы четко определить пользователя цифрового евро, необходимо создать международный стандарт идентификации. Эксперты подчеркнули, что частные криптовалюты, например Libra, могут вызвать ряд проблем в экономической и политической сферах.
Какое-то лукавство или вообще непонимание смысла, возможностей и задач «цифровых аналогов» фиата. Понятно, что сейчас все хотят найти достойную замену Libra или TON, чтобы сохранить статус-кво и не допустить конкуренцию с частными деньгами.
«Частные банки поддержали». Однако с внедрением «криптоевро» первыми становятся ненужными именно частные банки. Это лишнее звено, пережиток финансовой системы прошлого и позапрошлого веков, которые давно не выполняют свою функцию, а только раздувают денежную массу, являются причиной кризисов и прибежищем финансовых аферистов.
В условиях национальной криптовалюты, их могут заменить консультационные отделы национального банка.
Глупым также является заявление, что «Данная платформа будет поддерживаться монетарной политикой европейских стран.» Страны еврозоны отказались от независимой монетарной политики, когда согласились на использование единой валюты.
Какая-то эпоха дилетантов…
Кажется, что Китай лучше всех понимает задачи и перемены, которые несут государственные криптовалюты:
Народный банк Китай провел тестирование прототипа национальной цифровой валюты, став таким образом на шаг ближе к тому, чтобы реализовать обозначенную еще год назад цель. Об этом сообщает Bloomberg.
Предполагается, что для тех пользователей, которые будут использовать цифровые деньги в расчетах на смартфонах или ноутбуках, криптовалюта НБК не будет сильно отличаться от системы оплаты вроде Alipay или WeChat.
Однако в выигрыше прежде всего окажутся продавцы товаров и услуг, которые смогут получать криптовалюту непосредственно от покупателей, минуя посредников. За счет этого снизятся операционные издержки.
Регулятор также убежден, что цифровые деньги могут снизить расходы на бумажный оборот денег и сократить количество преступлений, связанных с отмыванием средств и уклонением от уплаты налогов.
«Снижение расходов – это очевидное преимущество, однако переход с нынешней платежной инфраструктуры на построенные на блокчейне цифровые деньги может означать намного больше. В потенциале можно будет платить любому участнику системы, любому банку или мерчанту. Блокчейн изменит всю инфраструктуру, это настоящая революция», — говорит Ларри Као из гонконгского CFA Institute.
В то же время эксперты не согласны с мнением, что государственная цифровая валюта сделает функции многих нынешних игроков рынка платежей ненужными.
«Я не стал бы говорить, что платежные компании исчезнут, хотя их роль безусловно изменится. Они будут должны найти новую роль в новой экосистеме, и я думаю, мы увидим целый ряд инновационных бизнес-моделей в этом секторе», — сказал партнер по оценке рисков PwC China Уильям Ги.
Другие причины для выпуска CBDC центробанком Китая:
- Снижение эксплуатационных издержек. В существующих системах выпуск и обслуживание денежной наличности требует немалых затрат.
- Повышение эффективности борьбы с отмыванием денег (AML). Как известно, наличные деньги активно используются в незаконной деятельности, а движение средств в цифровой валюте гораздо легче отслеживать.
- Более эффективное противодействие оттоку капитала из страны — проблема значительно актуализировалась на фоне торгового противостояния с США, замедления темпов экономического роста и девальвации юаня.
Таким образом, CBDC от НБК представляет собой не более чем усовершенствованный и намного лучше отслеживаемый денежный агрегат M0, потенциально способный снизить объем теневых и сомнительных операций.
Еще важный момент — вместо традиционно используемого в банковской сфере частичного резервирования китайская CBDC предполагает 100% обеспечение. Это, пожалуй, наиболее кардинальное изменение в монетарной политике, поскольку текущая норма обязательных резервов в КНР составляет всего 15%. Как следствие, банковская система лишается денежного мультипликатора.
Прочие компоненты монетарной политики не претерпят кардинальных изменений. Однако в целом CBDC явно увеличит присутствие НБК в финансовой системе Китая, усилив его влияние на экономику. Об этом, в частности, говорится в вышеупомянутом отчете BIS.
Держателям новой цифровой валюты не будет начисляться процент, как в случае с депозитами. Следовательно, CBDC будет высоколиквидным средством платежа и, в отличие от хранящихся на банковских счетах средств, избавленным от кредитных рисков.
Страх потери контроля: G7 и стейблкоины
В материале BBC рассказывается, что на совместном заседании представителей Центробанков G7, Международного валютного фонда и Совета по финансовой стабильности стейблкоины были признаны потенциальной угрозой финансовой стабильности. Якобы, из-за отсутствия нормативных и правовых норм для проектов типа Libra, существует высокая вероятность нанести вред экономике в случае потери пользователей доверия к цифровой валюте.
А может они боятся, что люди потеряют доверие не к стейблкоинам, а к национальным валютам?
Помимо криптовалюты от Facebook, у регуляторов есть претензии к токену JPMorgan и аналогичным проектам, то есть стейблкоинам, выпущенным банками. Ведь подобные платежные системы частично выводят коммерческие банки из-под контроля финансовых регуляторов, то есть правительств.
Теперь они смогут отмывать деньги сами по себе, а не только по указке властей… 😇
Не только люди, но банки и компании тоже хотят финансовой свободы от государств. И это не угроза для финансовой системы – это ее неотвратимая модернизация.
Ключевой ошибкой в оценке полезности криптовалют является отношение к ним как к активу. Наиболее частый вопрос на всяких семинарах и группах — «как купить криптовалюту и как ее продать». Вот тут и возникает «бутылочное горлышко» — посредники в виде бирж, которые диктуют свои правила и государственные регуляторы, которые стремятся что-то ограничить или обложить налогом.
Биржи не нужны. Банки не нужны. «Продать криптовалюту» — а зачем? Создавая рынок купли-продажи криптовалют, мы создаем еще один финансовый инструмент, который только оттягивает свободные деньги из реальной экономики в сферу спекуляции. И не решаем при этом главные вызовы, стоящие перед современным миром — занятость, производство, социальное обеспечение, охрану окружающей среды.
Только широкое принятие криптовалюты в качестве средства обмена и плата за простой (демередж) позволи ликвидировать посредников и достигнуть главной цели — роста благосостояния общества и справедливое распределение его ресурсов.
Я постоянно пишу, что банки не нужны. Нет в них никакого смысла. Банки — это абсурд в современном технологическом укладе. Они давно изжили свою необходимость в существовании качестве посредников для совершения платежей. А вкупе с ссудным процентом вообще превратились в паразитов на теле государства и общества. Вся существующая финансовая система абсурдна.
А настоящий электронный платежный сервис будущего — это когда и деньги будут не нужны. И такие уже создаются.