Те, кто был в Умани, наверняка становились свидетелями проявления показного “бурного веселья” со стороны хасидов. Что лично мне напоминало мне протестантские богослужения, где они радостью от восхваления Господа доводят часто себя до исступления.
Всю дорогу обратно мы изучали хасидизм и его особенности. Что для них есть Бог, что после смерти, есть ли рай и ад, в чем состоит грех, как спастись. И надо сказать – мало что поняли. Но стали понятны причины “приступов веселья”, которые очень схожи с протестантизмом.
Хасидизм – это иудейская секта, так же как и протестантизм в христианстве.
Если излагать просто – хасиды считают, что с Богом можно соединиться в позитивном эмоциональном переживании.
Отсюда большое количество мистических и экстатических элементов, выражавшихся в стремлении к тесной связи с Богом через выражение восторга, через песни и танцы. Хасидизм считает достижение веселья фундаментальным принципом религиозной практики. В отличие от нехасидских практик, хасидизм придаёт большое значение молитве как средству общения с Богом, который по своей природе добрый, а не карающий.
Бешт (основатель хасидского движения в иудаизме) учил, что про́стэ ид (буквально: простой еврей) любезней Богу, чем тысяча толковников. Хасидизм создал новую модель набожного еврея, в которой эмоции и религиозный восторг преобладали над логикой и ритуалами, а религиозная экзальтация над учёностью. Баал Шем-Тов на первый план ставил не изучение Закона, а религиозное чувство и нравственную жизнь. Сущность религии не в уме, а в чувстве.
Вторая особенность хасидизма — поклонение лидеру и веря в его непогрешимость (что-то типа папизма в католичестве). Для хасидов очень важны личность и авторитет их духовного лидера. Цадик, или ребе, обычно считается посредником между Богом и человеком.
Особая вера в мистическую связь между хасидами и их духовным лидером цадиком или ребе, должность и титул которого передаются по наследству. Рабби Элимелех из Лежайска выработал принцип цадикизмa o том, что хасидский цадик (букв. праведник) или ребе посредничает между простым народом и Богом, и так как Бог посылает людям через него жизнь, детей и здоровье, то людям надлежит содержать цадика, предоставлять ему материальную поддержку (ивр. פדיונים, пидйоним), чтобы святой человек мог посвятить себя общению с Богом. Считается, что цадик (ребе) «благословляет землю, излечивает больных, излечивает от бесплодия». Место цадика или ребе передавалось по наследству по мужской линии, хотя на практике наследовали титул племянники, зятья, а то и верные ученики.
Познание Бога через эмоции, близость к ребе и послушание ему – главные условия достижения человеческого счастья к этой жизнь. Что же касается жизни будущей (а любая религия – это учение о потустороннем мире), мы не нашли НИЧЕГО. Что такое “грех” для хасида и как достичь рая, что в раю – ничего.
Очевидно и для нас, и для них – это слишком сложно для понимания. А если это не понятно и это тебя расстраивает, значит ты отдаляешься от Бога. Да может и не надо понимать простому смертному, где истина? Истина – это то, что тебе скажет ребе.
Поскольку хасидизм основывается на каббале, Бешт на первое место ставил эмоциональное восприятие бога, а не знание и соблюдение обрядов и религиозную учёность.
Цадик Нахман считал, что разум мешает вере. Что надо жить в простоте, от сердца. Потому Браславский хасидизм так привлекателен.
Еврейское движение просвещения Хаскала сделало хасидизм главным объектом своей критики, изображало его символом дикости, отсталости и обскурантизма, препятствием на пути к прогрессу. Хасидов высмеивала появившаяся тогда светская еврейская литература. Против хасидов писались многочисленные памфлеты, сочинялись сатирические песни, анекдоты. Высмеивались хасидские обряды, где веселье порой достигалось изрядным возлиянием алкоголя. Высмеивали абсолютную веру хасидов в своего ребе. Например:
Как-то попал еврей в крошечную хасидскую общину, почитавшую своего ребе великим святым. Помолился с ними и спрашивает:
— Скажите, а какие такие великие чудеса совершил ваш ребе?
— Ну как, чудеса великие… разве вы не слышали, — ответили хасиды вопросом на вопрос — вот скажите, вы бы посчитали чудом, если Бог делает всё, что наш ребе ему скажет?
— Да, разумеется, — отвечал еврей.
— Так тем более вы должны считать чудом, что наш ребе делает всё, что ему Бог говорит!
Или другой пример:
Спрашивает как-то еврей хасидов:
— Скажите, а откуда вы знаете, что ваш ребе разговаривает с Богом?
— Ну как? Сам ребе нам об этом рассказывает.
— И откуда вы знаете, что это правда?
— Как откуда? Разве Господь, благословенно Имя Его, станет разговаривать с обманщиком?
Вот некоторые высказывания основателя хазидизма Бешта (Баал-Шем-Тов):
- Чтобы вытащить из грязи себе подобного, нужно самому ступить в грязь
- Мелкие цадики любят мелких грешников, великий цадик любит великого грешника
- Иногда святость — всего лишь нечистое искушение
- Не отвергай красоту девушки, но стремись, чтобы признание красоты возвращало тебя к её источнику — Богу. Если человек овладеет этой мудростью, то его физическое наслаждение будет влечь за собой и духовный рост.
Хасиды – НЕ ИУДЕИ. Более того, многие из них были откровенными антисионистами. Как не странно, родина хасидизма – Украина. Хасидизм зародился ещё в XVIII веке в Восточной Европе, а точнее – на территории нынешней Украины, которая тогда находилась под властью Речи Посполитой. Основателем этого течения стал Исраэль Бааль Шем Тов, сокращённо Бешт. Но суть в том, что в 1730-х годах Бешт стал известен как праведник (цадик) и целитель. В Меджибоже (нынешняя Хмельницкая область) он обзавёлся десятками учеников, которые продолжили его дело. Постепенно хасидизм распространился с довольно ограниченной территории Западной Украины на всю Речь Посполитую. Когда та была разделена, хасидские центры оказались в составе Российской империи.
А Хабад, наиболее многочисленная в нашей стране еврейская религиозная организация – это одно из ответвлений хасидизма, на которые хасидизм распался после кончины одного из их лидеров. Кому интересно узнать подробнее.
Ортодоксальные иудеи относятся к нему с большим опасением, как в любое религии к любой секте, ведущей верующих не в том направлении… Они относят это к “трагической стороне нашей истории последних двух веков.”
Как бы выглядел еврейский мир, если бы выдающиеся духовные движения, к которым мы причисляем и Хабад, были бы потоками одной реки! Но промысел Всевышнего – неисповедим. И между теми или иными группами, «кругами», «движениями» и т.п. возникало и возникает «напряжение». Иногда – большее, иногда – меньшее. Чаще всего, это результат недоразумений, боязни «опасного отклонения» или – пренебрежения к тем, кто «не схватывает новые идеи, отстает, тормозит…».
И еще, скажем правду: очень часто выдающиеся духовные наставники окружены людьми обычными, вполне хорошими, но – обычными. Им проще (в каком-то смысле) считать своего Учителя, своего Ребе – самым лучшим из лучших. Незаметно понятие «лучший» в их сознании перетекает в понятие – «исключительный», то есть – «стоящий над всеми». /рабби Элиягу/
Таким образом, у хасидизма есть все классические признаки религиозной секты: непогрешимость лидера, примитивизация учения и стремление к достижению хорошей земной жизни: ешь, пей веселись, перекладывай ответственность за свою жизнь на лидера. Все это – угодно Богу.