В свое время, классик определил формулу коммунизма. Многие помнят ее составляющие. Нынешнюю модель рентной коррупционной экономики можно определить как лобби “инвестиционных банкиров” минус земля всей страны.
По большому счету на здании Министерства экономики уже можно вывешивать “белое капитулянское полотнище” с надписью: “Отдадим землю в хорошие руки. Бесплатно. Интим предлагать”.
В апреле этого года, после первого президентского тура, стало понятно, что осенью нас ждет наиболее токсичная для страны модель раскрытия рынка земли. Такой вывод можно было сделать при ознакомлении с теми персоналиями, которые как мухи слетелись на сладкое в предчувствии шары, когда сорокамиллионная страна как спелое яблоко хряпнулась к их Berluti.
Презентованная нынче модель рынка земли – это типичная компрадорская схема, так как предусматривает, что нерезиденты смогут с помощью контроля украинских юридических лиц скупать земли сельскохозяйственного назначения.
Согласно Википедии: “Компрадор – местный торговец, предприниматель, посредничающий между иностранным капиталом и национальным рынком развивающейся страны. Компрадорами европейцы, жившие в Восточной Азии, называли местную прислугу, которую посылали на рынок торговать привезенными товарами.
Из компрадоров сформировалась так называемая “компрадорская буржуазия”, представляющая собой часть буржуазии развивающейся страны, осуществляющая торговое посредничество с иностранными компаниями на внутреннем и внешнем рынках. Компрадорская буржуазия образовалась в эпоху колониализма. Она в значительной степени зависела от иностранных компаний, как в экономическом, так и в политическом плане.
Роль компрадорской буржуазии в экономике после Первой мировой войны резко упала в связи с развитием национальной промышленности. После Второй мировой войны, распад колониальной системы империализма и усиление национально-освободительного движения привели к политической изоляции компрадорской буржуазии”.
Ведомство Милованова, изучив никому не известные “35 моделей рынка земли”, выдало на гора проект законодательных изменений на нескольких страничках и среди основных “новелл” можно назвать: возможность концентрации земельных наделов в одних руках в размере 0,5% от общей площади наделов по стране, а также 15% от земель одной области; отсутствие механизмов контроля за опосредованной скупкой десятков юридических лиц, формально являющихся “отдельными” собственниками земли; опосредованный допуск на рынок нерезидентов, тех же завуалированных под “киприотов” россиян.
Это типичная компрадорская модель “облизывания” внешнего капитала. Возникнет целая прослойка “местных компрадорских элит”, которые с помощью регистрации компаний в Украине будут продавать землю иностранным спекулянтам. У нас реально начался обратный отсчет времени.
Вы, заметили: компрадорские элиты исчезли в Азии и Африке на фоне развития национальной промышленности и изживания колониализма.
И они же возникают в Украине на фоне деиндустриализации экономики и формирования волны нового колониализма.
Колумнист Financial Times Гидеон Рахман классифицировал современные государства на два типа: традиционные государства-нации (nation-states); более композитные образования – государства-цивилизации (civilization states). Правда, на Западе не увидели третий тип: commercial-states, когда управление осуществляется на основании скрытых финансовых интересов, как это происходит у нас.
Иными словами, “монопольный либерализм” – это высшая форма эксплуатации рентной, сырьевой и коррупционной экономики.
Сейчас в Украине реализуется уникальная схема, как оставить государство и без денег, и без земли. При чем схема не нова, частично она была опробована в Украине еще в середине 90-х годов прошлого века, когда создавалась первая государственная долговая пирамида.
Тогда с помощью “навара” на ОВГЗ были куплены первые промышленные активы страны, которые подлежали приватизации. Применяется эта схема и в других колониально-зависимых странах.
Главное условие – это наличие “crazy” Министерства финансов. Как сейчас у нас, когда при инфляции в 8%, Минфин размещает ОВГЗ под 20%, при этом даже на постсоветском пространстве базовые ставки по государственным долгам не превышают 10%.
Итак как работает эта схема. С начала года нерезиденты вложили в украинские облигации внутреннего государственного займа эквивалент 4 млрд долларов: их портфель вложений уже достиг 100 млрд гривен, при том, что в январе этого года не превышал 6 млрд.
То есть рост за девять месяцев составил более 90 млрд гривен спекулятивных инвестиций, которые попутно “неестественно” укрепили курс гривны. Удивительная динамика на фоне нового политического цикла – увеличение вложений в 15 раз!
А теперь немного финансовой информации. Доходность ОВГЗ при первичном размещении нередко достигала 20%. Выпускались облигации на короткие сроки – три и шесть месяцев. Задача покупателя – не пропустить дату погашения и вовремя “перевложиться”, но уже с учетом накопленного дохода.
Получается сложный процент, когда новый доход насчитывается не только на “тело инвестиций”, но и на уже полученную прибыль. Если оперировать 3-месячными ОВГЗ, капитализация процентов составит четыре “оборота”. Следить за датами погашений – задача для слабоумных, поэтому с этим никаких проблем явно не будет, тем более, что НБУ глубоко озаботился доходами нерезидентов, чтобы не дай Бог какая брешь не образовалась между датами погашений и любимые нерезиденты не потеряли даже “корпускул” своих мегаприбылей.
Так, Нацбанк разрешил коммерческим банкам кредитовать нерезидентов под покупку ОВГЗ на срок до 14 дней. То есть, если “нерез” ожидает погашения своих облигаций, но на носу “вкусное” первичное размещение облигаций, проводимое Минфином, он может получить кредит и в результате не потеряет ни одного дня. Таким образом, доходность операций за два года повышается в несколько раз. Добавим сюда и приятную курсовую разницу, которая образовалась в результате укрепления гривны и на данный момент составила уже 13% и получается, что в долларовом эквиваленте в 2020-м году нерезиденты, вложившиеся в наши гособлигации в 2019-м, смогут получить “подъем” 1:2, то есть два доллара на один “бакс” вложений.
По странному стечению обстоятельств, снежный ком наращивания доходов лобби инвестиционных банкиров созреет аккурат к дате анонсированного открытия рынка земли.
Таким образом, с учетом накопленного дохода, половину наших государственных земель нерезиденты смогут получить в подарок. Точнее сказать, за эту покупку заплатит Минфин, перечислив доходы на счета нерезидентов, при чем эта прибыль не облагается никакими налогами (“они” вам не малые предприниматели, “чистку” которых анонсировала нынешняя власть).
Получается, что свою же землю продадим опосредованным иностранным владельцам и при этом, наполовину профинансируем сделку за счет государственного бюджета, то есть наших с вами денег.
В результате государство окажется и без финансовых ресурсов и без земли, “приватизировав” 1-2 млн гектаров (в том числе земли профильных аграрных институтов и НААН) за счет своих же средств, точнее денег налогоплательщиков.
Но не только о госземлях идет речь. Уже сейчас “драйверами” земельной реформы стали крупные лендлорды, обремененные кредитами, у которых нет необходимых средств для выкупа своего земельного банка. Нерезиденты “подсобят” и им.
На данный момент, активно ведутся соответствующие переговоры и достигнуты предварительные договоренности. Сейчас аграрные бароны платят владельцам паев арендную плату в размере 12%. “Нерезы” согласны и на меньшее. В условиях, когда целые западные экономики погружаются в пучину отрицательных ставок, для них и 10% – “космос”.
Сейчас миллионы жителей села получают за счет земельной ренты дополнительный источник дохода. В ближайшие годы, рентные потоки будут консолидированы в нескольких точках сбора, с дальнейшей репатриацией за рубеж.
И если сейчас бабушка в селе собирает ренту для любимого внука и значительная часть этих средств работает на нашу экономику и банковскую систему, то после консолидации частных земель в руках нескольких десятков рантье, полноводные финансовые потоки в виде земельной ренты будут репатриироваться из страны с помощью различных финансовых схем.
Например, нерезидент купил украинское юридическое лицо и с помощью кредита, предоставленного оному, прикупил банк земли в 210 тысяч га. При арендной плате в 2000 грн/га, рентный поток составит 420 млн гривен в год.
Финансовую схему можно сбалансировать процентным рядом: например, арендная плата 10% и те же 10% украинская фирма-владелец земли должна будет заплатить своему кредитору-нерезиденту за полученный от него кредит, направленный на выкуп паев. То есть, 10% относим на доходы в виде арендной платы и те же 10% – на расходы в виде процентов по кредиту. Государству платим “фигу”.
Схема на точке фискального замерзания. И при этом каждый год выводим из страны 420 млн грн в долларовом эквиваленте куда-нибудь на Британские Виргинские острова.
С соответствующими последствиями для экономики, курса гривны и населения. И не забудем, что аграрному холдингу, работающему в связке с нерезидентом-рантье, государство заплатит еще и возмещение НДС за “экспорт” (в нынешнем году на возмещение НДС будет перечислено более 130 млрд гривен бюджетных средств).
И заметьте, на все это схемное великолепие не тратим ни копейки денег “инвесторов” (“закусывайте, все оплачено!”).
Земля будет куплена за счет навара прибыли на рынке ОВГЗ. А “тело инвестиций” вернется обратно, в “родную гавань”, в ожидании очередного “сумасшедшего министерства финансов” и министра экономики – “либертарианца”, который мечтает заработать на сытую старость где-нибудь в Новой Англии.
Хотя, нет, такого “лоховства” как у нас, в других странах уже не будет…
Алексей Кущ, экономист