В таких местах как Таирово, Институт Виноделия Таирова меня поражают больше не качество вин, которые тут производятся экспериментальным, ограниченным тиражом и удивляют своим уровнем не только украинцев, но и иностранцев. Меня поражает бессмысленность и беспощадность промышленной политики Украины, которая, имея такой бриллиант с бесценным научным опытом и экспериментальными хозяйствами, не в состоянии дать ладу тому потенциалу, который он представляет.
Сотрудниками Института выведено около 130 сортов столового и технического винограда, из которых 30 внесено в Государственный реестр сортов растений Украины. За последнее десятилетие разработаны технологии производства 20 наименований вин из сортов винограда селекции Института, которые получили на Международных выставках и конкурсах многочисленные золотые и серебряные медали.
Указом Президента Украины в 2003 году Институт виноградарства и виноделия им. В.Е. Таирова получил статус Национального научного центра. Стабильно высокое качество вин, которые выпускаются под торговой маркой Института «Таировские вина», в 2004 году получило награду Ассамблеи деловых кругов Украины знак качества «Высшая проба», Международный знак качества «Европейское качество», «100% натуральное».
Казус в том, что будучи фактически основным научным центром виноделия не только в Украине, но и в Европе, институт с трудом финансируется, на 60% государством и на 40% — на самоокупаемости. Как и все государственные учреждения, он теряет кадры по причине низких зарплат. Те, кто тут остался — держатся лишь на энтузиазме и любви к своему делу. Почему? Будучи разработчиком уникальных сортов вин и винограда, производителей многочисленных технологий в данной отрасли, институт не в состоянии организовать массовое производство и продажу своего вина! Сотруднику, пытавшемуся получить лицензию (!!! для государственного предприятия у государства!!!) пришлось уволится, так как он не вынес того маразма, с которым пришлось столкнуться!
Стоит ли говорить, что государственное предприятие могло бы получить бюджетное финансирование на расширение площадей виноградников и закупку современного оборудования, чтобы выпускать уникальные вина в промышленных масштабах, как это делает Центр Культуры Вина Шабо, куда мы направимся завтра. Стоимость инвестиций в завод Шабо — около 225 миллионов долларов, но качество вин вряд ли сравнится с тем, что выпускает Таировский институт.
Зачем под сомнительными лозунгами «за идеалы свободного рынка» мы режем курицу, несущую золотые яйца, вместо того, чтобы конвертировать опыт, накопленный энтузиастами за столетие в миллиарды бюджетных поступлений, создавая искусственные препятствия для своих же предприятий? Есть ли предел этому безумию?