Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш во время саммита G7 во Франции, объявил “чрезвычайную климатическую ситуацию”. А ООН призвали мировых лидеров спасти планету! До этого президент Франции Эммануэль Макрон в своем твиттере назвал нынешние пожары в Амазонии “глобальным международным кризисом” и заявил, что намерен поднять эту тему на предстоящем саммите G7, который пройдет во французском Биаррице 24–26 августа. В своем твиттере он написал: “Наш дом горит. Буквально. Дождевые леса Амазонии – легкие, которые производят 20 процентов кислорода на планете, – охвачены огнем”.
“Чрезвычайна климатическая ситуация”, “наш дом горит”. И что вы будете делать? “Мы выделим 20 миллионов долларов”. Реакция богатейших стран мира на катастрофическую ситуацию с климатом и пожарами в Бразилии вызвала приступ гомерического хохота в экспертном сообществе.
Умаир Хак, публицист, и всемирно известный аналитик написал в своем блоге: “От этого заголовка, которому я сначала не поверил, я просто перестал на время дышать. 20 миллионов долларов от богатейших стран мира на ликвидацию экологического кризиса в Бразилии, от лесов которой, без преувеличения, зависит судьба планеты.
Для сравнения, чтоб вы поняли насколько микроскопически мала и смешна эта сумма: Уолтоны (владельцы Walmart) зарабатывают 1,5 миллиона КАЖДЫЙ ЧАС. 20 миллионов на спасение Амазонии: экосистем, лесов, 50,000 рек, 2,000,000 видов растений и животных. 20 миллионов – это меньше, чем каждый миллиардер зарабатывает за сутки – показатель того, как богатейшие люди мира заботятся о планете. Все это показывает нам их истинную суть – эгоистичных безответственных дураков или откровенных социопатов – выбирайте сами.
Знаете сколько стоит одна американская компания Amazon? 1 триллион долларов. А на спасение “зеленых легких” всей планеты нашлось только 20 миллионов.
Как может экосистема целого континента, что питает воздух, воду и почву нашей планеты, стоить тысячную долю единственной компании? Это абсурд современной капиталистической экономики, для которой она не имеет никакой ценности…”
Более месяца назад американские СМИ сообщили о том, что работники Amazon, число которых за это время выросло с 5000 до 8000, опубликовали открытое письмо руководству компании с требованием создать серьезный корпоративный план действий по охране окружающей среды, включающий борьбу с изменением климата.
Компания вынесла это предложение на собрание акционеров, которые… его отвергли. Акционеры Amazon также отвергли запрет на продажу технологий распознавания лиц правительствам – еще одно важное предложение, поддержанное многими сотрудниками, и проблему, вызвавшую обеспокоенность защитников гражданских прав.
Эти судьбоносные вопросы, определяющие политику компании и ее роль в обществе, были отвергнуты акционерами, единственная цель которых – увеличение прибыли, независимо от средств ее достижения. Держатели акций компании готовы идти на что угодно, даже если это приведет к концу цивилизации, для максимизации своей прибыли.
Это очень показательный случай – яркая демонстрация того, что существующая модель капитализма себя исчерпала: классический пример кризиса отношения к общественному достоянию и коллективной ответственности, когда группа людей, мотивированная личными интересами и действующая независимо, но рационально, в конечном итоге уничтожает ограниченный общественный ресурс, хотя каждый из них в отдельности сознательно этого не желает.
Получение прибыли любой ценой и в краткосрочной перспективе продиктовано желанием акционеров, а значит, что не существует никаких преград для того, чтобы переступать любую черту на пути к обществам, лишенным гражданских свобод или истощению природных ресурсов и концу человечества. Мы, как крысы, мчимся к краю обрыва.
И походу, правы те компании, которые лишают своих акционеров права голоса, распределяя акции среди своих работников. Рыночная экономика стимулирует бесконечный рост и является сущностью капитализма, но в то же время она порождает неустойчивые и неконтролируемое поведение, обусловленное индивидуальной жадностью, – пишет еще один автор в статье “Капитализм и кризис общественной собственности”.