Опускаясь на более детальный феноменологический уровень можно дать следующие рекомендации:
- Пропагандисты и агитаторы под видом ученых и экспертов успели запугать, что регионализация, как процесс обратный глобализации несёт огромные убытки. На самом деле он же открывает и огромные возможности. Опасность и убытки для одних и возможности для других – обычная диалектика развития. Объективные процессы цивилизационного развития изменить нельзя, но можно выбрать где находится — в числе тех, кто выиграет от изменений цивилизационного масштаба или в числе проигравших. Подумайте над тем, как сделать свой товар/услугу более регионально ориентированными. Уменьшите долю английских названий и повысьте долю местной лексики, присущей только данному региону.
- Уменьшите долю затрат на продвижение и увеличьте долю затрат на производство. Инвестируйте в новое потребительское своего продукта, а не в его продвижение.
- Откажитесь от наиболее токсичных для потребителя методов маркетинга, которые стали массовыми. Негативный эффект от их токсичности давно превысил позитивный эффект, наблюдавшийся сразу после введения. Например, верните расфасовку в привычные потребителям единицы измерения.
- Упростите упаковку и уменьшите затраты на логистику. Например, многие дружно смеялись в социальных сетях над баржами арбузов, идущими по Днепру на север. Но, ведь, это позволило снизить розничную цену на десятки процентов!
- Давно пишу, что в украинских реалиях нет смысла делать приоритет на экологичность. Если вы уже в этом сегменте, то сделайте приоритетом натуральность, а не экологию.
- Уменьшите псевдоспортивность массовой продукции
- Освободившиеся в результате сокращения затрат на продвижение средства направьте на увеличение надежности и ремонтопригодности выпускаемой продукции. Против этого будут уже не только маркетологи с рекламистами, но экономисты, которые будут пугать снижением ёмкости рынка. Те самые экономисты, которые до сих пор верят в ускорение научно-технологического прогресса и не могут объяснить причин значительного и долгосрочного замедление темпов роста производительности труда.
- Также за счет снижения затрат на продвижение существенно увеличьте оплату труда основного производственного персонала. Или хотя бы носителей ключевых технологических компетенций. Приоритет — не допустить полного развала и исчезновения остатков конструкторских и технологических школ.
- Сравняйте уровень оплаты труда ведущих технических специалистов с уровнем оплаты труда ведущих финансистов, маркетологов, рекламистов и юристов. Помните, что наблюдаемое сейчас доминирование этих специальностей настолько же неэффективно, как и наблюдавшееся в позднем Советском Союзе засилье технарей. Уход из одной крайности в другую не повышает эффективность.
- Сейчас, пока ещё не начался мегаобвал пока финансовые и нефинансовые пузыри растут всё ускоряющимися темпами, попробуйте привлечь западных, китайских или арабских инвесторов, заинтересованных в размещении своих ставших токсичными капиталов по разным реальным, не сгораемым активам. Вероятность, конечно, небольшая, поскольку времени до начала мегаобвала остаётся мало, но попытаться использовать эту возможность стоит.