Но в корне неправильно считать, что бизнесу необходимо выбирать — делать деньги или делать добро. Можно — и нужно — успешно совмещать первое и второе. Чтобы все — акционеры, сотрудники и клиенты — разделяли видение компании.
Сооснователь и СЕО одной из крупнеших IT-компаний США Salesforce Марк Бениофф входит в топ-100 богатейших людей мира. Его состояние в июле 2019 года составляло $6,5 млрд.
В своей колонке для New York Times он рассуждает о вреде современного капитализма, и о том, как это исправить. AIN.UA приводит сокращенный перевод.
Признаю, капитализм всегда был добр ко мне.
За последние 20 лет компания Salesforcе, которую я соосновал, заработала миллиарды и превратила меня в очень богатого человека. Мне повезло жить жизнью, которую мой прапрадед, иммигрировавший в Сан-Франциско из Киева в конце 19 века, не мог бы себе представить даже в самых диких фантазиях.
И как капиталист, я думаю, пришло время сказать вслух то, что все мы давно поняли: капитализм, который мы знали, мертв.
Свободные рынки — и общества, которые лелеют научные исследования и инновации — основали новые индустрии, открыли лекарства, которые спасли миллионы жизней, и проложили путь к процветанию, благодаря которому миллиарды людей выбрались из нищеты. На личном уровне, успех, которого мне удалось достичь, позволил мне заниматься благотворительностью и вкладывать деньги в улучшение местных бесплатных школ, детского здравоохранения, помогать бездомным в Сан-Франциско и бороться с загрязнением океанов.
Но капитализм в том виде, в котором его практикуют последние несколько десятилетий — с одержимостью сверхприбылями для стейкхолдеров — привел к ужасающему неравенству.
Состояние 26 богатейших в сумме можно приравнять ко всем деньгам, которыми владеют 3,8 млрд человек по всему миру. В США неравенство по доходам населения достигло своего пика за последние 50 лет: когда 0,1% людей вроде меня владеют 20% всего богатства, а остальные американцы не могут позволить себе потратить лишних $400 на непредвиденные расходы.
Не удивительно, что капитализм находит все меньше народной поддержки, в особенности среди молодых людей.
Я хочу сказать своим коллегам — бизнес-лидерам и миллиардерам — что мы больше не можем умывать руки от ответственности за то, как люди используют наши продукты. Да, прибыль важна, но общество тоже важно. И если наша погоня за прибылью делает мир, в котором мы живем, хуже, значит, мы сможем научить наших детей только одному — могуществу жадности.
Пришло время для нового капитализма — более справедливого, равного и устойчивого капитализма, который работает на всех и в котором бизнесы, в том числе технологические, не только берут, но и отдают обществу реальную пользу, позитивно влияя на мир.
Каким может быть новый капитализм?
Во-первых, бизнесмены должны нести ответственность не только перед акционерами и беспокоиться не только за стоимость своей доли в компании. Они также должны отвечать перед сотрудниками, клиентами, сообществами и планетой.
К сожалению, не все бизнесы готовы на это. Некоторые лидеры считают, что нести ответственность перед обществом — прерогатива правительства, а не коммерческих компаний.
Но в корне неправильно считать, что бизнесу необходимо выбирать — делать деньги или делать добро. Можно — и нужно — успешно совмещать первое и второе. Чтобы все — акционеры, сотрудники и клиенты — разделяли видение компании.
Когда правительство неспособно или не хочет действовать, бизнесы не должны ждать. Опыт Salesforce показывает, что прибыль и цель идут рука об руку, и что бизнес может стать лучшей платформой для изменений.
На сегодня женщины в США все еще зарабатывать на 20% меньше мужчин, и власти ничего не могут с эти поделать. Но это не значит, что компании должны игнорировать проблему. Узнав, что женщины в Salesforce получают меньше мужчин, мы вложили $10,3 млн, чтобы это изменить, и сегодня мы проводим ежегодные аудиты, с целью подтвердить, что в области оплаты труда мы добились гендерного равенства. Думаю, в каждой компании есть такая проблема — и каждая компания может решить ее, если захочет. Прямо сейчас.
Часто бизнесы не спешат делиться со своим сообществом до тех пор, пока не заработают достаточно денег. Salesforce интегрировала благотворительность в корпоративную культуру — 1% от своего капитала мы отдаем на бесплатные школы, помощь бездомным и другие социально значущие вещи. В сумме компания отдала уже $300 млн на нужды местного сообщества. Потому что, на наш взгляд, малчики и девочки в школах Сан-Франциско, а также бездомные семьи на улицах — это тоже наши акционеры.
1% — это немного. Бизнесы могут отдавать эти деньги людям с момента основания.
Технологические лидеры также должны разработать единые правила приватности пользователей, возможно, основанные на еропейских правилах безопасности данных. Потому что защита приватности и поддержка доверия — это по-умолчанию хорошо для бизнеса.
Бизнес может предпринять меры и в вопросах изменения климата, не оглядываясь на правительство: снизить вредные выбросы в рамках своих операций или всего сектора, стремиться к нулевым выбросам, перейти на возобновляемую энергетику и т.п.
Скептики от бизнеса, которые говорят, что любая цель, помимо прибыли, вредит самой его сути, пускай посмотрят на факты. Исследование показывает, что компании, которые транслируют более широкую миссию — и, что более важно, интегрируют ее в свою корпоративную культуру — опережают коллег по эффективности, быстрее растут и получают больше прибыли.
Конечно, активизма СЕО и корпоративных благотворительных отчислений никогда не будет достаточно. Только на то, чтобы победить расовое неравенство в бесплатных школах, нужно около $23 млрд в год. Студенты тонут в долгах на $1,6 трлн. Миллиарды понадобятся на то, чтобы переподготовить американцев к диджитал-профессиям будущего. Триллионы — на борьбу с климатическими изменениями. И все это с учетом $1+ трлн дефицита бюджета Соединенных Штатов.
Так как же наша страна за все это заплатит?
Новый капитализм подразумевает новое налогообложение самых богатых из нас. Увеличенные налоги для богачей вроде меня по всей стране принесут триллионы долларов, в которых мы столь остро нуждаемся, чтобы усовершенствовать образование и здравоохранение и побороть изменения климата.
Каждый СЕО и каждая компания должны осознать, что их ответственность не заканчивается воротами корпоративного кампуса. Когда мы, наконец, начнем фокусироваться на акционерах так же, как и на совладельцах, наши компании станут еще более успешными, наши люди — равными, наши общества — справедливыми, а наша планета — здоровой.