Собор Святой Троицы в Тбилиси
Собор Святой Троицы в Тбилиси – грандиозное сооружение. Говорят, самый большой собор в Восточной Европе. Построен уже в современные времена.
Строительство собора Самеба было приурочено к 2000-летию христианства и 1500-летию независимости грузинской церкви. Храм задумали построить в 1989 году, но заложен он был только 23 ноября 1995 года. Первая служба в храме прошла 25 декабря 2002 года, когда ещё продолжались строительные работы. Полностью строительство собора, которое велось на пожертвования состоятельных горожан, было завершено в 2004 году. Площадь собора Самеба равна более 5000 квадратным метрам, в его стенах могут одновременно разместиться до 15 тысяч прихожан.
Грузины говорят, что собор построил Иванишвили – современный грузинский олигарх и акционер Газзпрома. Сегодня он продолжает финансировать его роспись.
Скажу, что определенно денег на строительство и украшение не жалели. Это не как у нас – выгнать огромную эпичную конструкцию, а потом поставить туда китайские двери из Эпицентра. Тут резные киоты, резные и кованные двери, уникальная роспись. Только одни центральные ворота, которые вы вдите на фото, могут стоить до 50000 долларов. А там таких дверей больше двух десятков!
Масштабы и размеры вложений поражают! Иванишвили явно заискивал перед церковью и продолжает это делать. Впрочем, как и Саакашвили в свое время.
СМИ пишут:
“Политики заигрывают с церковью почти с самого начала существования независимой Грузии. Грузинские руководители регулярно преклоняют колена и молятся, а также осыпают Грузинскую церковь привилегиями, чтобы угодить церковным иерархам и их пастве. Когда первый президент постсоветской Грузии Звиад Гамсахурдия был свергнут в результате переворота, его преемник, бывший министр иностранных дел СССР Эдуард Шеварднадзе, пытался легитимизировать свою власть, приняв крещение и предоставив церкви конституционные привилегии. После восстания против Шеварднадзе следующий президент, Саакашвили, принес клятву в исторической церкви на могиле почитаемого средневекового царя и святого Давида Строителя.
А в 2012 году Иванишвили, в свою очередь, отстранил от власти Саакашвили. На первых порах Иванишвили высказывался о церкви трезво, говоря, что она должна быть открыта для общественной критики и отделена от государства. Однажды он даже отпустил колкое замечание в адрес глубоко почитаемого патриарха Илии II, пошутив, что не знает, кого тот любит больше — его или Саакашвили. Однако с годами, по мере падения рейтинга одобрения партии Иванишвили, он все чаще стал появляться в церкви со свечкой в руках.
«Когда [грузинские] политические силы теряют популярность, они пытаются позаимствовать популярность у церкви», — сказал Eurasianet.org Корнелий Какачия, директор аналитического центра «Грузинский институт политики».
Грузинские сторонники светского государства и атеисты говорят, что почти три десятилетия таких сделок превратили Грузию в отвратительную помесь либеральной демократии, олигархии и теократии. Сегодня служители церкви часто влияют на государственную политику. По-видимому, уступая чрезвычайно консервативным желаниям церкви, власти, например, сделали сексуальное просвещение в школах необязательным, а брак определили в конституции как союз между мужчиной и женщиной.”