Государственное против Частного, на примере Италии. И о том, как Еврокомиссия разрушила мощнейшую экономику Италии, основанную на госпредприятиях, ради вступления в Евросоюз.
Читать всем либералам и либертарианцам, свидетелям “мудрой руки рынка и “неэффективного государственного собственника”!
Италия является прекрасным примером, как активная политика государства является драйвером экономического развития страны
В процессе развития во многих странах пришли к пониманию, что финансовая система не всегда работает нормально. Банки, как и любой бизнес, всегда ищут способы как заработать больше прибыли при меньших рисках. Соответственно, чем больше у банка альтернативных источников получения высокой прибыли, тем меньше они вкладывают денег в неприбыльные проекты. Капитальные инвестиции как раз являются теми неприбыльными проектами, что меньше всего интересуют банки.
С другой стороны, именно капитальные инвестиции являются чрезвычайно важными для экономического развития государства. Потому во многих странах государством создавались банки, целью которых является как раз финансирование этих инвестиций, даже если они были убыточны в текущем моменте. Очень интересен тут пример Италии, где функции банка развития имели несколько организаций. Историю одного я хочу сейчас рассказать.
В 1931 году Banca Commerciale Italiana, оказался в очень затруднительном положении. В 20-ых годах это был ведущий банк, который финансировал промышленность страны. Он не только финансировал деятельность крупных промышленных компаний, но также являлся и акционером этих компаний. В связи с тем, что банкротство банка могло повлечь за собой банкротство промышленных компаний, то правительством была принято решение о вмешательстве и спасении этого банка. В 1930 все дочерние предприятия этого банка, а также их кредиты, были переданы другому банку, что находился под контролем Министерства Финансов Италии, Societa Finanziaria Industriale Italiana (Sofindit). Однако и этого было недостаточно, потому было решено создать государственную компанию, на которую были переданы все ранее принадлежавшие этим банкам активы. Так в принципе зародилась идея создания Института промышленной реконструкции (IRI). Это была временная организация, целью которой было спасение банков и связанных с ними компаний. Для того, чтобы мобилизовать средства, то организация начала выпускать облигации, которые гарантировались государством.
Однако, после того как активы были переведены на баланс этого нового предприятия, то оказалось, что государство стало акционером около 20% всего национального капитала. В собственности государства оказались такие крупнейшие на тот момент компании как Alfa Romeo, Ansaldo, Terni, Ilva, SIP, SME. Фактически, в собственности государства оказалась вся военная промышленность, телекоммуникации, энергетика, металлургическая и судостроительная промышленность.
Как писал выше, что изначально планировалось временное владение государством этих компаний с дальнейшей целью передачи в частные руки. Однако, уже в 1937 году правительство превратило IRI в постоянный орган, поскольку война в Эфиопии и более агрессивная внешняя политика государства, поставило правительство перед необходимостью контроля военно-морской промышленности.
В послевоенный период, опять стал вопрос что делать с этой организацией. Поскольку все понимали, что частный капитал не сможет аккумулировать достаточно средств в финансирование долгосрочных проектов, и тем более не готов ждать долго отдачи от этих инвестиций, то было решено оставить все как есть.
В 1950 для IRI была придумана новая роль. Организация должна заняться не удовлетворением нужд частного сектора, а работать над созданием инфраструктуры и основы для дальнейшего развития промышленности. Примером одного из масштабных проектов того времени было строительство трассы Милан-Неаполь в 1956 году.
В 1960-ых, когда итальянская экономика показывала высокие темпы роста экономики, IRI называли главным архитектором итальянского экономического чуда. Результат работы организации был настолько впечатляющим, что даже британское правительство решило использовать формулу IRI, как пример вмешательства государства в экономику.
Фактически, IRI инвестировала огромные средства в экономику страны. С помощью инвестиций этой компании был построен завод сталелитейной компании Italsider в Таранто, завод Альфа Ромео в Помильяно д’Арко, завод двигателей в Пратолла-Серра (сейчас подразделение Фиат). Чтобы избежать кризисов в сфере занятости IRI спасала от банкротства компании, такие как производитель мороженного Motta (сегодня в составе Nestle), морской верфи Ренальдо Пиаджо, и ряда пищевых компаний из ФПГ Монтедисон. Цель IRI было инвестировать тогда, когда частный сектор сокращает инвестиции. Это приводило к тому, что организация работала в убыток ради долгосрочной выгоды.
В 1980 IRI владела более чем 1000 разных компаний и имела более 550 тыс сотрудников. Поскольку состояние экономики стало более стабильным, то снова возник вопрос приватизации. После 1982 была проведена приватизация части компаний, одной из которых была Alfa Romeo. Однако даже после приватизации, в 1993 IRI была на 7 месте в рейтинге крупнейших компаний мира с оборотом в 70 млрд дол!
Ограничения выдвинутые Еврокомиссией, которые были необходимы для вступление в ЕС, вынудили итальянское правительство уменьшать роль государства в экономике для обеспечения свободной и честной конкуренции с экономиками других стран. Таким образом в 1992 компания была преобразована в акционерное общество и ей необходимо было провести приватизацию всех оставшихся компаний. За период 1992 по 2000 было приватизировано компаний в составе IRI на общую сумму 33 млрд дол. В 2002 IRI была расформирована.