Интересная особенность Китая, которая поначалу кажется парадоксальной — высокий уровень экономической независимости регионов. В унитарном Китае центральное правительство напрямую распределяет только 15% государственных расходов — остальное тратят регионы и муниципалитеты. Это не идеальный показатель — скажем, в России на федеральное правительство приходится около 40% расходов, хотя его реальное влияние гораздо значительнее — но все же позволяет оценить примерную картину: с точки зрения фискальной децентрализации Китай с отрывом опережает все федерации мира. На прикрепленной к посту картинке видно, что, например, в США центр распределяет около 50% государственных расходов, а в Бельгии — чуть больше 40%.
После начала рыночных реформ в 1978 г. региональные правительства получили относительно большую свободу в принятии решений — эксперименты даже поощрялись, т.к. позволяли определить наиболее удачные направления для реформ в масштабе всей страны. Например, колоссальные темпы урбанизации (с 20% городских жителей в 1978 г. до почти 60% сейчас) привели к серьезным проблемам с водоснабжением в крупных городах. В 1989 г. в Шанхае департамент водоснабжения перевели на самоокупаемость, и жители города первыми в Китае стали платить за воду и канализацию. Это помогло решить проблем и подход признали удачным, так что в 1999 г. он стал общенациональным.
Чэнган Сюй называет Китай «регионально децентрализованным авторитарным режимом»: экономические полномочия регионов велики, но вот контроль за назначением всех чиновников полностью находится в руках Компартии — так что если результаты того или иного руководителя не устраивают центральный аппарат, он будет быстро уволен. Это позволяет КПК полностью контролировать правила игры, указывая региональным бюрократам, каких именно результатов они должны добиваться (рост ВВП, привлечение иностранных инвестиций и т.д. — в зависимости от общенациональных приоритетов), но при этом не навязывать конкретные методы управления и поощрять экспериментаторов. Кстати, продвижение китайских чиновников по карьерной лестнице в зависимости от эффективности их работы в регионах — очень крутая тема, по которой есть много эмпирических работ — планирую написать об этом на ближайшей неделе.
На графике есть и Украина.
Даже с учетом проведенной «реформы децентрализации» бюджет все равно перераспределяется через центр. Налогов нашим громадам оставили дулю с маком. А тупые и жадные пустышки во главе умножают все потуги» децентрализировать» что-либо на ноль.