Украинцы мечтают о «сильной руке». И ее же они винят во всех своих бедах.

0
1917

Психология людей, живущих на постсоветском пространстве, отличается от европейской, прибалтийской или американской. Веками народ на нашей территории жил либо под царем, либо под диктатором. К слову, с россиянами мы уже тоже начинаем расходится в некоторых жизненных позициях, но пока не столь значительно, как с теми же европейцами.

По словам, члена Украинской ассоциации психотерапевтов Алевтины Шевченко «биг-босс» для нашего соотечественника – это почти как принц на белом коне или та же «Прекрасная Дама» в стихотворениях поэта Александра Блока. Идеально и практически недостижимо. Для того, чтобы воспитать целые поколения людей «приспособленцев» существовала огромная специальная пропагандистская машина, тратился огромный ресурс. То, что происходило в советском государстве можно сравнить с бинтованием ног у девочек-китаянок, родители которых надеются на то, что следующие поколения девочек будут рождаться с маленькими ногами. А это не происходит и не произойдет никогда. Новые поколения рождаются с ногами обычного размера. Также и новые поколения украинцев рождаются совсем с другой психологией, но большая часть населения все равно остается носителями прежней.

«Чтобы понять, что происходит в головах у украинцев, нужно быть не только психологом, но и историком. Это синдром выученной беспомощности целой нации, когда десятки лет истребляли инициативных, под страхом смерти и даже худшего, чем просто смерть, ставили в жёсткие рамки лояльности. Шёл вот такой «неестественный отбор», но почти по Дарвину, – объясняет особенности украинского менталитета Алевтина Шевченко. Можно сказать, что народу прививались определённые когнитивные искажения. И вот теперь кто-то способен переломить это «воспитание», для кого-то это непосильно. Если вспомнить, сколько раз тоталитарное общество, как плохой родитель, предавало, делало из нас дураков, обвиняло понапрасну, манипулировало, то можно понять корни этого коллективного невроза, невроза инфантильно-сексуальных комплексов».

По ее мнению, пока что украинское государство мало что делает, чтобы вернуть доверие граждан. А граждане мало что делают, чтобы не ждать от государства прекрасных поступков в отношении народа и продолжают надеяться в большинстве своем на кого-то, но только не на себя.

«Американцы тем и отличаются от украинцев, что сформировались как нация из нонконформистов (самостоятельно принимающих решения, – авт.), во-первых. А во-вторых, они начинали строить государство сразу с самоуправления. Вот и натренировались за 200 лет независимости», – констатирует психолог.

И изменение психологии украинцев, превращение их в самостоятельно мыслящих и рассчитывающих на самих себя, стоит ожидать еще не скоро. Это произойдет лишь тогда, когда уйдет в прошлое поколение людей, воспитанных в традициях тоталитарного Советского Союза, и ему на смену придут поколения людей, выросшие и воспитанные в совсем других условиях, получивших совсем другое образование и ставящих перед собой совсем иные цели нежели их родители.

Добавить комментарий