Представьте себе экономику, которой управляют бармены. Где в качестве оплаты ходят написанные от руки чеки и расписки, иногда прямо на сигаретных пачках? Это Республика Ирландия летом 1966 года.

7 мая началась первая из трех продолжительных общенациональных забастовок банков, которая угрожала разрушить экономику страны. Банкиры выступали против правительственного промышленного регулирования.

Ссылку на это событие я нашел в книге Лиетара Барнара «Переосмысливая деньги». Информации в русскоязычном интернете об этом событии нет совсем. Есть скудные сведения в википедии и несколько англоязычных статей на сайтах.

Между тем, данное историческое событие – прекрасное подтвеждение тому, что банки – ЭТО ЛИШНЕЕ ЗВЕНО. Оно опровергает распространенный миф о том, что Центральный банк – это священная корова, без которой невозможно денежное обращение и работа экономики страны.

На протяжении 10 лет Ирландия жила без банков в общей сложности год. Ирландские банкиры, ограничив денежное обращение, рассчитывали добиться уступок от правительства, но облажались. В течение тех 10-ти лет банкиры бастовали трижды:
7 мая — 30 июля 1966 г.
1 мая — 17 ноября 1970 г.
28 июня — 6 сентября 1976 г.

Самая длинная забастовка продолжалась шесть месяцев в 1970 году. Центральный банк сильно ограничил выдачу наличных. Это затронуло не только денежные переводы, но и сделки с недвижимостью, так как документы часто хранились в банках. Более 80 процентов денежной массы страны оказалось заблокировано.

Однако влиение этих событий на ирландскую экономику оказалось ничтожным — ирландцы быстро сориентировались и начали импровизировать. Сначала они выписывали друг другу чеки, которые обращались только на основе взаимного доверия, заменяя собой наличность. А потом и вовсе придумали свою валюту и долговые расписки. Для придания легитимности, на них наклеивалась почтовая марка. Пивные пабы превратились в обменные пункты – тут собирались местные торговцы, чтобы обмениваться долговыми расписками а бармены выступали гарантами.

Страна отлично справлялась с каждой из этих банковских страйков и они почти не сказались на экономике. И даже не усугубили имеющиеся проблемы, связанные с безработицей и промышленными волнениями, вызванными инфляцией. После каждой банковской забастовки требовалось какое-то время, чтобы погасить все выданные населением друг другу чеки, но потом экономика снова продолжала расти!

Данный пример децентрализованной экономики иллюстрирует 2 вещи: феноменальную способность ирландских барменов судить о добросовестности клиентов и то, что банки обществу не нужны.

Ортодоксальные экономисты прогнозируют крах денежной системы, кредитный кризис, коллапс в торговле, остановку всех производственных процессов и развал страны. Они представляют банковскую систему как работу кровеносных сосудов, которые вдруг закупорились и перестали снабжать организм кровью. Вот к каким последствиям, как они считают, может привести исчезновение банков.

Но как мы видим, ничего подобного не происходит. Как пишет экономист Umair Haque, автор книги The New Capitalist Manifesto: Building a Disruptively Better Business

«Возникла полностью децентрализованная одноранговая финансовая система. Вместо того, чтобы позволить банкирам разрушить свое благополучие, люди взяли банковские функции под свой контроль. Антуан Мерфи, один из немногих исследователей, кто внимательно изучил те забастовки, описывает ее «персонализированную кредитную систему без временных рамок для взаимного погашения кредитов». Ирландцы просто организовали обмен кредитными обязательствами друг с другом, без привлечения для этого банковских кредитов. Так просто!

Ирландская экономика тогда характеризовалась интенсивным, личным контактом, основанном на общении участников и владении информацией, о происходящем в сообществах событиях. Результат? Заемщики и кредиторы смогли построить надежные микро-фонды, основанные на взаимном доверии.

Сегодня роль барменов могу сыграть криптовалюты. Но с ними другая проблема – ими пользуется менее 5% населения. А значит, чтобы обеспечить их быстрое и повсеместное внедрение, потребуются перемены в государственной политике. Будет ли на то политическая воля? И второе – существует диспропорция в опыте и знаниях в связи с растущим неравенством среди слоев населения. Это надо учитывать. Большинство современных лидеров не понимает проблем молодежи. А именно молодежь должна стоять во главе этих изменений.
Мы находимся в той стадии, когда решения, принимаемые сегодня в отношении нашей финансовой системы, будут влиять на людей в течение будущих десятилетий. Мы не можем позволить себе ждать, когда банки рухнут, чтобы начать переосмысливать существующую экономическую систему»

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь
Captcha verification failed!
оценка пользователя капчи не удалась. пожалуйста свяжитесь с нами!