Позволю себе сделать антинаучное утверждение, что в области экономики человечество развивается по пути создания производных от реальных вещей всё более и более высокого порядка. Не очень понятно? Тогда на примере.
Представим себе ситуацию, где один человек делает кирпичи, а второй печёт хлеб. Как только возникло разделение труда и стало понятно, что лучших результатов можно достичь, если только печь хлеб или только делать кирпичи, а не всё понемножку, возникла задача обмена. Кирпич имеет реальную, а не мнимую, ценность — из него можно построить дом. Хлеб тоже имеет реальную, а не мнимую ценность — его можно съесть. И то, и другое, позволяет нам выжить. Но менять кирпичи на хлеб и обратно не очень удобно. Так возникли деньги, как условная единица обмена. Деньги — это условность, даже если они сделаны из золота, а не напечатаны на бумаге. Так как даже золото не съесть и дом из него не построить, золото не позволяет и не помогает выживать. Поэтому что золото, что напечатанные на бумаге доллары, что ракушки каури, что биткойны (что миллион других расплодившихся сейчас криптовалют) — это просто некоторые условные единицы, которые, как мы коллективно верим, можно будет впоследствии поменять на кирпичи или хлеб, то есть на что-то реальное (кстати, попробуйте продать биткойн и поменять его на что-то реальное). Более подробно про возникновение денег, как феномена коллективной веры, рассказано в книге “Sapiens. Краткая история человечества” Юваля Ноя Харари (https://www.litres.ru/uval-noy-harari/sapiens-kratkaya-istoriya-chelovechestva/ — уже не первые раз категорически её рекомендую прочесть).
Так вот, поскольку любые деньги ценны не сами по себе (какая польза от раскрашенных бумажек или ракушек каури или последовательности нулей и единиц?), то их ценность возникает именно и исключительно от нашей веры в то, что завтра эти условные единицы можно будет поменять обратно на реальные ценности по определённому курсу. Который определяется исключительно нашей верой в то, что это можно будет сделать. А вера — это понятие очень эфемерное и нестойкое. Сегодня мы верим в то, что Солнце крутится вокруг Земли, а завтра приходит Коперник и переиначивает всё по-своему. И если наша вера в то, что происходит в реальности, может быть хоть чем-то верифицирована, то вера в курс любой валюты — исключительно субъективна. Она может быть основана на том, что эта валюта обеспечена золотом, что на ней напечатал герб страны с мощной экономикой или кучей ядерных ракет, она может быть основана на том, что это распределённый реестр и всё работает на модной технологии блокчейн — это всё субъективные факторы. И поэтому курс чего угодно, что основано на субъективных факторах, может в любой момент очень сильно измениться. Приходит в голову пример алюминия, который в эпоху Наполеона субъективно ценился дороже золота. А после изобретения электролиза и появления дешёвого электричества мгновенно подешевел. Поэтому биткойн — действительно прямая аналогия с деньгами и золотом. И он действительно не менее стабилен, чем они. Но и не более. Особенно с учётом хайпа, который сейчас есть вокруг этой темы.
При этом я абсолютно уверен, что распределённый реестр и децентрализованный модели, позволяющие в валютах и прочих финансовых и юридических операциях отказаться от центрального органа, контролирующего операции — это большое благо. Вообще всё, что уменьшает возможность государств влиять на нашу жизнь — благо (но об этом я уж писал — https://medium.com/@allo/о-независимости-1fee7e32d6a0), поэтому я горячо приветствую возможность у государств забрать монопольное право на создание денег (назад в будущее — к ракушкам каури!). Хотя в long-term я бы с осторожностью смотрел на всё, что основано на традиционной криптографии, основанной на операциях с простыми числами. Всё-таки рано или поздно квантовые компьютеры станут реальностью и тогда вся нынешняя криптография, в том числе и блокчейн, основанные на сложности определённых вычислений традиционными компьютерами, рассыплется, как карточный домик. Произойдёт это через десять лет или через сто — неизвестно, но рано или поздно произойдёт. Ну и гипотезу Римана может всё-таки докажут.
Раз уж всё равно в этот новогодний день отвлёк вас от оливье, позволю себе закончить мысль про производные от реальности, на которых основана вся современная экономика.
Итак, деньги — это первая производная от реальности, виртуализирующая товары. Что такое производная от денег? Это долг. Изобретение долга и, как следствие банков, позволило сделать большой прорыв в экономике. Юваль Ной Харари в своей книге «Sapiens. Краткая история человечества» даже предполагает, что именно это обусловило отрыв Европы от Азии в средние века, хотя начальные условия у Европы были гораздо хуже. Почему это произошло? Потому, что кредиты и банки позволяют создавать деньги из воздуха. Из нашей веры, что завтра будет лучше, чем вчера. Поэтому можно одолжить деньги у самого себя из будущего (при посредничестве банка) и вернуть долг из будущих заработков. Сегодня я вручную произвожу 10 кирпичей в день. Каждый кирпич стоит одну ракушку каури (или одну миллионную биткойна — который больше всего именно на ракушки каури и похож). Если я построю новую печь для обжига кирпичей, я смогу производить сто кирпичей в день. Но чтобы построит печь, мне нужно 1000 кирпичей и ещё хлеб, чтобы есть всё время, пока я буду строить печь и не производить кирпичи. Чтобы это сделать, я делаю бизнес-план, репетируют elevator pitch, иду в банк и получаю кредит. За что впоследствии отдаю банку часть прибыли. Итак долг — вторая производная от денег.
И если деньги олицетворяют нашу веру в возможность поменять их на что-то имеющее реальную ценность, то долг — наша вера в возможность получить деньги.
Кстати именно изобретение банков, кредитов и вообще капитализма, основанного на вере в то, что завтра будет лучше, чем вчера, привело не только к бурному росту экономики и улучшению качества жизни, но и к появлению периодических кризисов, которые возникают в такой модели вполне естественным путём — как реакция на всё больше и больше закручивающуюся спираль растущих ожиданий. Вот в этом видео это показано очень наглядно:
Третья производная от денег — это вера в то, что я смогу отдать долг. Так появляются акционерные общества. Тут моя стройная модель производных немного хромает, так как по идее акционерное общество как раз и нужно для того, чтобы собрать денег на постройку печи для кирпичей, не прибегая к услугам банка. Но на самом деле не такая уж и плохая аналогия, так как современные акции чаще всего покупают не для того, чтобы получать дивиденды, а на вере в то, что завтра акции будут стоить дороже, чем сегодня, так как бизнес растёт и будет расти.
Дальше больше — фьючерсы (то есть обязательно купить акции или что угодно) по определённой цене в будущем — это четвёртая производная. И так далее. Все эти штуки с одной стороны очень полезны, так как позволяют “из воздуха” создавать ресурсы (а на самом деле одалживать деньги у самих себя же — в будущем), но с другой стороны они делают современную экономику очень нестабильной и подверженной хайповому росту и падению. Причём чем дальше — тем больше.