В этих графиках «картина маслом» — свидетельство того, что американские элиты настолько плохо управляли своей экономикой, так разрушительно, как мир не видел подобного со времен Веймарской Германии.
В чем же отличия между Америкой и Европой?
В Европе экономические институты «взаимодействуют» — общаются друг с другом. Профсоюзы не были уничтожены — они процветают. Правительства регулируют отношения между профсоюзами и компаниями, формально или неформально. Но и это не все.
В Германии наблюдатели от рабочих находятся в советах директоров. Во Франции коллективные переговоры с руководством — это право всех работников, а не избранных представителей компаний. В Скандинавии бизнес обязаны учитывать фактор «социальной ответственности» и издержки, с этим связанные. (Сравните с нашим — «не должно быть никакой «социальной ответственности» — они же платят налоги»)
И так далее — есть еще много чего.
Дело в том, что Европа разработала механизмы для экономического взаимодействия — более полные и совершенные, если хотите. Это обеспечило стабильные, своевременные и наделенные полномочиями гражданские и профсоюзные сообщества. У простых людей есть настоящая власть требовать более справедливых выгод от роста экономики, как и должно быть не только по моральным, но и социально-политическим соображениям.
Но история Европы — не только о взаимодействиях между институтами общества, но и об инвестициях. Европа также серьезно инвестировала в масштабные общественные блага! Общественное здравоохранение, образование, финансы, средства массовой информации, система безопасности и т. д. Вспомним о британской NHS и BBC, или о французской пенсионной системе. Американские экономисты стали называть эти ключевые институты «государством всеобщего благосостояния» (welfare state), в насмешку. Чтобы обессмыслить в экономическом плане.
Но дело ведь не в том, что людям дали «подачку», как это представили американские исследователи. Они сделали нечто намного более значительное в современной экономике: трудоустроили огромное количество людей в общественно-полезных сферах, дав им при этом стабильный, постоянно растущий доход. А не какие-то общественные работы для бездомных…
Государственные учреждения создали условия «мягкой конкуренции» с частным сектором, который вынужден теперь тягаться с ними в уровне заработных плат.
Крупнейшие работодатели Америки — это Макдональдс и Walmart (частные компании). А в Британии — это NHS (Государственная система здравоохранения в Англии Медицина в Великобритании бесплатна. В том смысле что ее содержат все налогоплательщики через свои налоги. Своего рода ОСАГО для здоровья, только полисов никаких нет. Любой человек, легально работающий в UK может воспользоваться услугами NHS.
NHS (National Health Service) — это общее название трех систем здравоохранения: Англии, Шотландии и Уэльса. В северной Ирландии система носит название HSC (Healthand Social Care). Все системы финансируются публично, т.е. из налогов.)
Какой парадокс! Наличие общественных благ означает для европейцев то, что они могут позволить себе все жизненно и социально важные услуги по разумным ценам именно потому, что многие из них были заняты в производстве этих самых общественных благ! Тогда как в Америке подразумевалось, что тоже самое для граждан должен обеспечивать капитализм: здравоохранение, образование, финансы и средства массовой информации. При одном отличии — без стимула делать их дешевыми и качественными. Американцев просто выжимают досуха, обязывая платить заоблачные цены за базовые жизненные потребности, доступные к тому же не в полном объеме!
Про это вам не расскажут адепты «саморегулирующегося свободного рынка» и свидетели его «мудрой руки»
Америка стала местом, наполненным странными, абсурдными парадоксами капитализма: свежие продукты стоят в три раза дороже замороженных, целые города без действующих коммунальных услуг и магазинов, основные лекарства, такие как инсулин стоят тысячи. А роды оцениваются в половину среднего годового дохода…
Некоторые вещи просто недоступны массам. Нет «медицинского страхования»? Извините, вы должны умереть. Отсутствие доступа к кредиту? Жаль, но придется остаться бездомным. Нужны передовые лекарства от рака? Это будет стоить вам полмиллиона долларов, хотя для европейцев тоже самое — бесплатно.
Американцы вынуждены выживать на краю пропасти, отчаянно пытаясь позволить себе то, что для европейцев само собой разумеющееся. Те вещи, от которых зависит нормальная человеческая жизнь — продукты питания, вода, здравоохранение, образование, финансов, СМИ и пенсия.
Что напоминает? Дефицит. Нормирование. Система, не способная обеспечить фундаментальные потребности. Это должно напоминать вам о Советской союзе. Это не просто аналогия — это повторение истории!
Америка не то, что не следовала примеру Европы — она сделала все в точности до наоборот. Помните два ключевых инновационных фактора Европы — экономическое взаимодействие между субъектами и институтами и создание общественных благ. В Америке нет ни того, ни другого.
Начнем с экономического взаимодействия. В США допускается только одна его форма, согласно капиталистической утопии — рынок. Очевидно, что поэтому союзы и объединения были уничтожены. Американская элита отбросила даже мысль о том, что кто-то из бесправной «рабочей черни», может быть ответственным. Не говоря о том, чтобы дать им участие в советах директоров, как в Германии или возможность совершения коллективных переговоров между рабочими и работодателями, как во Франции.
Обе стороны американской экономики превратились в подобие алхимии. Они стремились превратить лидерство в золото, и таким образом капитализм — в процветание. «Правые» отстаивали тоталитарный капитализм. А «левые» — чуть менее тоталитарный. И ни один из правых или левых лидеров не встал и не сказал: «А давайте и у нас будет NHS! Секторальные переговоры на французский манер. И BBC тоже пусть будет!
Давайте еще раз взглянем на график, когда началась эта история. 1980 год. И на протяжении 3х десятилетий никто не обратил на угрожающую тенденцию внимания… Никто не бил в колокол, кроме Джо Стиглица (Joe Stiglitz). Все считали, что все идет хорошо…
Алхимики хотели превратить свинец в золото. А американские экономисты — капитализм в процветание. Никто не усомнился в своих действиях и не посмотрел на Европу.
Вместо того, чтобы превратиться в золото, капитализм стал дистопией.
Приведу мой любимый пример. С 1980-х годов стало законным захватывать и банкротить пенсионные фонды. Считалось, что коллективные инвестиции — это плохо. У каждого должен быть свой пенсионный счет и скормить им акции. Но проблема была очевидной. Если вы работаете 10 часов в сутки, когда вам еще управлять своим пенсионным фондом и тем более — если акции вас вообще не интересуют.
Европа ужаснулась и посмеялась этой глупой идеей. Но американские экономисты, одержимые капиталистической утопией, продолжили свои «реформы», результатам которых стала приватизация, дерегулирование, ущемление прав на переговоры и ликвидация базовой социальной защиты — от минимальной зарплаты до отпусков, сверхурочных, профсоюзов и льгот.
Все это подорвало правовые основы, гарантировавшие социальную ответственность работодателей, которые больше ничего не вкладывали в своих работников, кроме ежедневной оплаты труда. Так почему бы вообще не относится к ним как в одноразовому товару?
До этого американцы не просто работали на своих «рабочих местах» — они пользовались и другими преимуществами, ценили и вкладывали в стабильность и гарантию безбедной старости и права на достойную жизнь. Америка передала полный контроль над экономикой капиталистам. Но проблема в том, что капиталисты были очень малым числом людей — 10% владели 80% акций своих и не очень своих компаний, в прямом смысле. Это привело к тому, что в промышленности стали доминировать мегамонополии — Walmart, Amazon, Google, потому что больше не было ничего, чтобы сдерживать естественную тенденцию капитала к накоплению богатства и власти.
Америка превратилась в СССР. Гигантские монополии стали создавать искусственный дефицит и контролировать цены для давления на людей и их эксплуатации. Капитализм стал обетованной землей, где царило процветание — для кучки богачей. А для всех остальных кошмарной дистопией, где вынуждены выбирать между химиотерапией и банкротством. Где богачи планируют полеты на Марс на ракетах, стоимость которой могла бы окупить затраты на тысячи учителей, питьевую воду и охрану здоровья для миллионов.
Американская мечта потерпела крах. Не потому что они не старались превратить свинец в золото. А потому, что это попросту невозможно. Как и сам по себе капитализм не сулит никакого процветания. Это с самого начала было глупой идеей. Но до сих пор есть уважаемые дяди в дорогих костюмах, которые кивая головами и поглаживая бороды, продолжают утверждать нам обратное. Неужели они так ничего и не поняли?