Вам когда-нибудь дарили мороженое? Ну хоть что-нибудь дарили просто так в украинских магазинах или кафе? Мне — нет. Наоборот, вы скорее услышите от официанта «Вам сколько кусочков хлеба?».
А вот в Греции, в одном из кафе, куда мы зашли чтобы купить фраппе, нам просто так дали по мороженому. По большой пачке. Просто так. Хотя данный товар стоит реальных денег. Я в благодарность отфоткал интерьер и по приезду добавил эту кафе-пекарню на гугл карты вместе с позитивным отзывом. Сейчас эти фотки бьют рекорды просмотров, а хозяйка получает доход от тысяч новых туристов, которые до этого понятия не имели о данном месте.
Данная кафе-пекарня расположена на одной из периферийных улиц. Хоть и недалеко от исторического центра Салоник, но наткнуться на нее случайно довольно сложно, так как она не на пути основных туристических маршрутов. Хозяйка — молодая грузинка, иммигрировавшая с семьей из Грузии около 10 лет назад. В ассортименте — выпечка, пахлава, пирожные и сладости ручного приготовления.
Кстати, Yummy — одно из немногих заведений, которое в Греции работает в выходные. Такими заведениями владеют, как правило, наши соотечественники из СНГ. Греки принципиально не работают в входные и найти стоящее место в воскресенье почти нереально.
Удивительно, но многие владельцы бизнеса не понимают потенциал современных информационных технологий и не в состоянии банально добавить свое заведение на карту (не говоря уже о продвижении в соцсетях и т.п.), увеличив поток клиентов в разы.
Я, как предприниматель с более чем 20-ти летним стажем, вижу такое постоянно и везде — это просто мне режет глаз: недооцененный потенциал, неиспользуемые возможности и упущенную прибыль. В голову лезут тысячи идей, как сделал бы я сам, будь я на этом месте. Но я один, а бесхозяйственности много, поэтому и приходится об этом только писать…
Я помню, на Кипре, вместе с meze в одной горной деревушке, куда мы заехали во время «сафари-тура» через Троодос, нам принесли в комплекте кувшин белого и кувшин красного. Это не входило в цену. Сравните это с нашим «Вам сколько кусочков хлеба?». И это не обычное поведение для Кипра — это подход, который оставляет воспоминания много лет спустя и заставляет клиентов возвращаться снова и снова. И я бы вернулся, если бы мог.
На фото — эти два кувшина вина — папа одобряет 🙂 Дедушка — это водитель, который нас возил, он был накормлен хозяином кафе бесплатно.
Но в чем важность данного примера? Это классический образец того, как работает «экономика подарков», которая является основой любого общества. Как Илья Муромец, однажды к моему удивлению внезапно оказался вдруг не сказочным героем из русской сказки, а реальным историческим персонажем, так, наверное, есть смысл и в том волшебном сказочном каравае, который оставался целым, если разделить его с кем-то, и уменьшался, если есть самому…
Так и в библейской истории про пять хлебов, есть вполне конкретный смысл: «Здесь есть у одного мальчика пару хлебов и две рыбки. Но что с этого толку!» Иисус дает распоряжение принести их Ему, воздает благодарение и отдает ученикам, чтобы они разнесли пищу людям. Так Господь сотворил невероятное чудо: умножил хлебы и рыбу и накормил множество народа. Представьте себя на месте учеников. Вот Иисус дает тебе в руки твою часть и говорит: «Раздай!» — а ты смотришь на кусок рыбы и лепешку, которые тебе достались, и возникает мысль: «Зачем пытаться их разделить на всех, когда я заранее знаю, что этого слишком мало?!». Человеческая часть чуда состояла в том, что ученики взяли и начали раздавать, даже не понимая до конца, что из этого будет. А в результате их послушания Бог исполнил Свою, удивительную часть: когда они начали раздавать, еда вдруг, вместо того чтобы сразу же закончиться, наоборот, стала умножаться и умножаться.
Как бы не относиться к этим историческим урокам и житейской мудрости, выраженной в сказках, стоит только внимательно присмотреться к своей жизни, чтобы понять — именно так это и работает…
Очевидно, что хозяйка того греческого кафе, получив многократно от своего доброго поступка, подсознательно оказалась мудрее многих из нас…