Качество черноземов
На форуме “Зустріч бізнесу на підтримку економічних реформ. Дніпро” (или как он там назывался) неделю назад в Днепре звучали предложения ужесточить контроль за качеством земли сельхозназначения. Главная загвоздка у участников диалога заключалась в том, как же заставить арендаторов контролировать качество? Ведь в договорах аренды заложены пункты, что арендатор обязан обеспечить сохранение плодородия и вернуть владельцу землю не в худшем состоянии, чем она была на момент заключения договора.
Формально, у нас существует “сельхозинспекция”, на которую возложены данные функции контроля. Но фактически – она давно уже ничего не контролирует (да и не имеет возможности следить за состоянием всех земель).
Чтобы не изобретать велосипед можно снова обратиться к опыту Польши, где существует так называемый “Сельскохозяйственный налог”. Налогом облагаются участки земли, которые классифицируются как сельскохозяйственные угодья, а также сельскохозяйственные угодья с лесом и кустарником, за исключением участков предназначенных для осуществления иной чем сельское хозяйство деятельности. Размер налога зависит от качества земли. Налог платится в четырех частях: до 15 марта, 15 мая, 15 сентября и 15 ноября каждого налогового года.
Таким образом, арендатор будет обязан самостоятельно обращаться за экспертизой используемого земельного участка для рассчета размера налога. Ухудшение качества земли ведет за собой снижение размера налога. Но вместе с тем, повышает риск расторжения договора, как с недобросовестным землепользователем.
Шах и мат.
О рейдерстве
Если бы малые фермерские сельские хозяйства были организованы по польскому образцу – 5-10 Га, были независимы, и в них работали бы мотивированные и обученные методикам эффективного земледелия люди, рейдерские захваты были бы попросту невозможны.
Кстати, в Польше фермеры вообще избавлены от необходимости вести и сдавать бухгалтерскую отчетность.
Толстый фермер с паевыми договорами “на 100 лет”, которые он заключил, чтобы “иметь перспективу развития” – лакомая цель для рейдеров и довічний пан для крепостных пайщиков. И с нулем социальной ответственности. Говорят, руину победит только личная финансовая мотивация.
Ну вот он – толстый, хорошо финансово мотивированный фермер с тысячами гектаров. Руїна подолана? Почему же Украина теряет 20-50 сел каждый год?
И что изменится, если землю разрешат продавать? Появится другой европейский фермер и Джон Дир, заменяющий всю тракторную бригаду, консолидирует еще больше земли. Может тогда невидимая рука свободного рынка обеспечит сельское население работой и отстроит инфраструктуру?
В этой стране явно все пошло не так.
Чудесное определение капитализма встретил на Медиуме. Мало кто из подписчиков смог перевести: “Capitalism is very simple. Capitalism as an economic system is essentially defined as the process of private expropriation of public wealth.”
Понятие “Капитализма” просто. Это экономическая система перераспределения общественного богатства в частные руки.