Сейчас некие предприятия все чаще любят подавать себя как экологически и социально ответственный бизнес, показывая стремление к модернизации, сокращению выбросов и переработке отходов. При этом подчеркивая, что эти стремления они проявляют исключительно добровольно, ради блага окружающих и безо всякого давления со стороны. А некоторые общественники горячо поддерживают такую позицию, призывая с пониманием отнестись к временным трудностям, не позволяющим предприятиям решить все создаваемые ими экологические проблемы, дескать «они же стараются».
Я скажу, что лукавят и те, и другие. Никакой социальной ответственности бизнеса по определению быть не может. Надо же понимать, что любой бизнес создается и существует исключительно для извлечения прибыли. И не стоит забывать уважаемого товарища Макиавелли, который говорил, что люди по своей природе порочны и совершать добрые дела их заставляет исключительно страх наказания.
А в государстве с коррумпированными правоохранительными органами и судебной системой, где вероятность адекватного наказания (и возмещения ущерба) сводится к нулю, вседозволенность бизнеса и вовсе теряет границы.
Английский публицист XIX века Tомас Джозеф Даннинг писал:
«Капитал … избегает шума и брани и отличается боязливой натурой. Это правда, но это еще не вся правда. Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты.
Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживленным, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы. Если шум и брань приносят прибыль, капитал станет способствовать тому и другому.
Поэтому в разговорах об ответственности бизнеса, и особенно экологической, в наших реалиях (и не только) следует исходить из ПРЕЗУМПЦИИ ВИНОВНОСТИ, пока не доказано обратное.
Преодолеть недоверие со стороны общественности бизнес может только двумя способами: 1) максимальной прозрачностью и 2) готовностью к сотрудничеству, а не красивыми заявлениями о намерениях.
Мы сыты по горло пустыми обещаниями будущих благ, который в 100% случаев делаются, чтобы ПРОДЛИТЬ ВРЕМЯ безнаказанного загрязнения окружающей среды и жестокой эксплуатации природных и человеческих ресурсов ради увеличения собственной выгоды. Тем, кто называет себя представителем «общественности» пора бы это уяснить…