Люто плюсую.
Моя первая работа была в 13 лет, токарем на Днепропетровском комбайновом заводе, где я проходил летнюю практику вместо ЛТО. Это был бесценный опыт, которые определил и мое сознание и профориентацию на всю оставшуюся жизнь. Это был рост самоуважения, это была достойная зарплата взрослая + детские часы, которые тогда оплачивались государством!
Нет ничего похабнее нынешней государственной системы «воспитания» и порицания (запрещения) детского труда!
Однозначно, мы должны разрабатывать системы трудоустройства подростков и давать им возможность как можно раньше адаптироваться и приобщаться к взрослой жизни!
Взрослые, которые имеют представление об издевательствах и травле, возлагают вину на переходный возраст. Они ничего не делают, потому что считают, что это нормально и неизбежно, объясняя любое неадекватное поведение подростков «буйством гормонов».
«У меня не вызывает доверия теория, что с 13-летними подростками действительно что-то не в порядке, — пишет Пол Грэм. — Если причина в физиологии — так должно было быть всегда и везде. Но являлись ли все монгольские кочевники нигилистами в 13 лет? Я прочёл немало книг по истории, но я нигде не видел ссылки на этот „универсальный“ факт до двадцатого столетия. Подростки-подмастерья в эпоху Ренессанса выглядят радостными и энергичными. Разумеется, они подшучивают друг над другом и дерутся, но они не выглядят сумасшедшими».
Что доводит подростков до безумия
Жизнь современных подростков Пол Грэм называет «поистине жалкой». Они не играют сколько-нибудь значимой роли в обществе, взрослые не дают им делать ничего настоящего, и эта ежедневная бессмысленность заставляет подростков самих придумывать правила.
«Подростки-подмастерья в эпоху Ренессанса были служебными собаками. Современные тинейджеры — невротичные болонки, — пишет Грэм. — Раньше подростки играли гораздо более важную роль в обществе. В доиндустриальные времена они все были подмастерьями того или иного сорта — в магазинах, на фермах, в судах. Их не собирали вместе, чтобы они создавали собственные сообщества. Они были младшими членами взрослых сообществ».
Сейчас взрослые не могут найти применения подросткам, так как работа становится всё более специализированной и требующей особых навыков, и школьники не могут проявить себя в стоящем деле. Если раньше дети начинали работать самое позднее в 14 лет, то сейчас молодые люди нередко впервые приступают к работе только в 21-22 года.
Про нашу систему образования я вообще молчу, вот тут сказано очень четко:
Большинство современных детей слабо представляют, чем занимаются в офисах их родители. Они не видят связи между учёбой в школе и работой, а взрослые, в свою очередь, не могут найти детям полезного применения в своей сфере занятости. «Взрослые сдают подростков в школу по пути на работу примерно так же, как собаку сажают на цепь, уезжая на выходные. Официальное предназначение школ — учить детей. На самом деле их основное предназначение — держать детей запертыми в одном месте в течение значительной части дня, чтобы взрослые могли заниматься своими делами».
Главное, чего школы требуют от детей, — это вовсе не блестящие успехи в учёбе или развитые душевные качества. Выше всего учителя ценят прилежание.
«Я потерял веру в такие слова, как „личность“ и „честность“, поскольку я подвергся в школе обману со стороны взрослых, — рассказывает Пол Грэм. — Взрослые использовали эти слова в единственном смысле — покорность. Дети, которых хвалили за эти качества, были в лучшем случае упорными тупицами, а в худшем — поверхностными болтунами. Если это называлось „личностью“ и „честностью“ — я не хотел бы иметь с этими понятиями ничего общего».
Что делать?
Во-первых, отменить ограничения на трудоустройство подростков.
Во-вторых — проанализировать потенциал каждого региона и населенного пункта и составить список предприятий или сфер, где подростки могли бы быть трудоустроены.
И в-третьих, создать курсы по повышению квалификации/ ускоренной подготовке (технике безопасности) для эффективного выполнения подростком своих обязанностей.
Естественно, надо учитывать возрастные ограничения и физические возможности (трудовой день может быть меньше и т.д.).
Хотя лично я отрабатывал полный рабочий день, вполне нормально….
Вячеслав Горобец