Проценты
Характеристика, свойственная всем национальным валютам, — проценты. Люди склонны полагать, что получение процентов изначально присуще операциям предоставления займов и кредитов, забывая, что на протяжении большей части истории это было не так. Фактически, все три основные религии (иудаизм, христианство и ислам) решительно выводили ростовщичество, т. е. любое получение процентов на деньги, за рамки закона. Католическая церковь, например, находилась в состоянии войны против «греха ростовщичества» вплоть до XIX столетия (см. текст в рамке). Но сегодня только исламские религиозные лидеры напоминают любому о недопустимости взимания процента на деньги.
В иудаизме ростовщичество было запрещено только среди евреев.
«Если даешь в долг израильтянину, не бери с него процентов ни с денег, ни с продуктов, ни с чего другого, что может приносить проценты. Можешь брать проценты с иноземца, но не бери их с израильтянина. Если будешь исполнять этот закон, то Господь, Бог твой, благословит тебя во всем, что ты делаешь на земле, на которой живешь» (Второзаконие, 23:19, 20).
Итак, закон позволял евреям давать деньги под процент не евреям, и эта практика стала одной из причин их «непопулярности» в Средневековье.
Ислам вообще отрицает ростовщичество: «То, что вы даете с прибылью, чтобы оно прибавлялось в имуществе людей, — не прибавляется оно у Аллаха» (Коран, сура 30:38).
Учитывая, что современное мировое развитие шло главным образом под влиянием христианства, изменения в постулатах именно этой религии наиболее важны для нашего предмета. Исторически важность отрицания ростовщичества в учении христианской церкви сравнима только с ее сегодняшними возражениями против сексуальных грехов и абортов. Определенно эта догма — из наиболее постоянных догм церкви. Один из самых ранних ее отцов, Климент из Александрии, указывал: «Закон удерживает брата от взятия процентов; понимая как брата не только того, кто рожден теми же родителями, но также из той же расы… не расценивает ростовщичество как отмеченное человеколюбием».
Список постановлений Соборов, определенно осудивших практику ростовщичества как один из наиболее презренных грехов, действительно внушителен: the Council of Elvira (305-306 н. э.), Arles (314), Nice (325), Cartage (348), Taragona (516), Aix-la-Chapelle (789), Paris (829), Tours (1153), Латеранский собор (1179), Лион (1274), Вена (1311). Последний Собор требовал даже большего, чем предыдущие:
…любой правитель, кто преступно не наказал бы любого, занимающегося ростовщичеством в его царстве, будет отлучен — даже если правитель сам не делал этого!..
Так как ростовщичество часто было подпольным, кредиторы были вынуждены показывать свои счета церковным властям. Пятый Латеранский собор (1512-1517) еще раз повторил определение греха ростовщичества как «получение любого процента на деньги».
Генрих VIII первым в западном мире легализовал проценты в 1545 году, после того как нарушил договор с Папой римским. А в пределах католической церкви первоначальная доктрина впервые была подвергнута сомнению в 1822 году. В тот год женщина из Лиона во Франции получила процент на деньги — и была отлучена от церкви до тех пор, пока не возвратит полученную прибыль. Она возражала, местный епископ потребовал разъяснения от Рима и получил ответ:
«Позволяем просителю сообщить, что будет дан ответ на ее вопрос, когда наступит надлежащее время… тем временем она может получить святое прощение, если полностью подготовлена, чтобы подчиниться Папскому престолу».
Обещание разъяснить ростовщический вопрос Ватикан прислал еще раз в 1830-м, а затем в 1873 году, но обещанное разъяснение так никогда и не прибыло. Грех ростовщичества официально не был аннулирован, а просто забыт. Закон Канона 1917 года (Канон № 1543), все еще действующий сегодня, обязывает епископов вкладывать капитал: «Поскольку администраторы обязаны исполнять свою должность с заботой хорошего отца семейства, они должны вложить избыточный доход церкви к выгоде церкви». Проблема процента не упомянута. Позже ростовщичество было определено как получение чрезмерного процента.
Должно быть, это простая случайность, но время «отпущения» греха ростовщичества совпадает со временем, когда церковь сама стала одним из владельцев капитала (что есть источник финансирования) в противоположность своей былой исторической роли как самого крупного землевладельца (что есть пользователь финансов).
Отцы Эстель и Марио Карота, два мексиканских католика, когда латиноамериканские страны страдали от долгового кризиса 80-х годов XX века, в надежде на помощь в 1985 году направили формальный запрос в Ватикан, чтобы прояснить его позицию по отношению к ростовщичеству. Они были информированы таким авторитетным органом, как Офис конгрегации по Доктрине Веры, возглавляемой кардиналом Ратцингером. Ответ гласил, что никогда не было нового определения Доктрины ростовщичества и никогда не делалось никаких изменений. Им также сообщили неофициально, что, к сожалению, в Риме не осталось ни одного эксперта по этой теме, ибо все они теперь специализируются на проблемах секса и абортов. Попытки этих двух мексиканских отцов обнаружить авторитетов среди иезуитов, августинцев, доминиканцев и даже профессоров богословия в семинариях третьего мира, преподающих богословие для экономического правосудия, провалились: не нашлось никого, кто помнил бы забытую Доктрину ростовщичества.
Исторический опыт говорит о том, что Моисей, Аристотель, Иисус, Магомет, Лютер, Цвингли, Ганди и многие другие давали на этот счет однозначные советы или объявляли запрет на получение процентов. Они поняли сущность проблемы.
В книге Моисея записано: «Если даешь взаймы деньги своему брату, бедняку, никогда не поступай с ним, как ростовщик. Тебе не позволено облагать его процентами».
Аристотель пишет в своей «Политике». «Ростовщика ненавидят совершенно справедливо, ибо деньги у него сами стали источником дохода, а не используются для того, для чего были изобретены. Ибо возникли они для обмена товаров, а проценты делают из денег еще больше денег. Отсюда и их название (рожденные). А рожденные похожи на родителя. Но проценты – это деньги от денег, поэтому они всего противнее природе из всех родов занятий».
Если перевести дословно текст греческого оригинала, то в Евангелии от Луки читаем: «…И взаймы давайте, не ожидая ничего». Согласно учебникам истории, Никейский собор, состоявшийся в 325 году от Рождества Христова, запретил всем духовным лицам взимать проценты. Наказанием, преступившим запрет, было немедленное лишение сана.
В 1139 году Второй Латеранский собор постановил: «Кто берет проценты, должен быть отлучен от церкви и принимается обратно после строжайшего покаяния и с величайшей осторожностью. Взимателей процентов, не вставших перед смертью на Путь истины, нельзя хоронить по христианскому обычаю».
Мартин Лютер страстно обличал ростовщиков: «И потому ростовщик и скряга – это и правда не человек; он и грешит не по-человечески. Он, должно быть, оборотень, хуже всех тиранов, убийц и грабителей, почти такая же. скверна, как сам дьявол. Сидит он не как враг, а как друг и согражданин, под защитой и покровительством общины, но отвратительнее он, чем любой враг и убийца-поджигатель. Потому если колесуют и обезглавливают уличных грабителей, убийц и преступников, то сколь же больше нужно сначала колесовать и пытать всех ростовщиков, изгонять, проклинать и обезглавливать всех скряг…»
Ульрих Цвингли пошел по пути секуляризации еще дальше. С одной стороны он объявил проценты безбожными и антихристианскими, с другой стороны признал за государством право определять процентную ставку.
Когда кто-то спрашивает: «Кто будет давать деньги в долг, если нет процентов?» звучит как: «Кто будет помогать другим, не эксплуатируя их в процессе?»
Давайте предположим, что все мои читатели — хорошие и нравственные люди — смелое предположение, я знаю, — и что мы действительно хотим избавить нашу нацию от деструктива долговых процентов.
Кто захочет давать деньги взаймы без процентов?
Как оказалось, много людей.
Безусловно, кредитование не прекратится в беспроцентном мире.
Отношения между кредитором и должником стары, как само человечество, но не нужно взимать проценты, чтобы брать взаймы или давать взаймы.
Большая часть человеческой истории не руководствовалась мотивом денежной прибыли.
- Миллионы солдат отдали свои жизни не за изрядную зарплату, а за короля и страну, честь и славу.
- Миллионы художников всю жизнь терпели нищету и позор во имя искусства и красоты.
- Как и миллиарды родителей, я воспитываю своего маленького сына не потому, что ожидаю, что когда-нибудь он выпишет мне чек — я делаю это из чистой любви.
Люди заботятся о молодых, старых, больных, слабых… мы, люди, удивительно, безумно, великолепно неэффективны, редко направляя наши скудные ресурсы на то, что приносит наибольшую финансовую прибыль, но на то, что создает наибольшее благополучие для людей, которых мы ценить.
Любовь, а не прибыль, является высшим мотиватором человека .
Нам нужно перестроить нашу экономику, чтобы было легче любить друг друга.
Достижение нулевой инфляции или небольшой дефляции абсолютно возможно — цивилизации, которые делали это в прошлом, были удивительно стабильными, — но для этого требуются люди с добрым сердцем и острым умом.
А такие люди, как известно, в политику не идут.
384 Г. ДО Н. Э. — АРИСТОТЕЛЬ О ПРОЦЕНТАХ
«Самый ненавистный вид отъема богатства — это ростовщичество, которое снова делает деньги из самих денег, а не из их естественного объекта. Ведь деньги предназначались для обмена, а не для увеличения через проценты. И этот термин «процент», означающий рождение денег из денег, применяется для размножения денег… Из всех способов получения богатства этот — самый противоестественный».
«Деньги существуют не по природе, а по закону».
Это одно из самых проницательных высказываний о деньгах всех времен.
1321 — СМЕРТЬ ДАНТЕ, ИТАЛЬЯНСКОГО УЧЕНОГО И ПОЭТА, АВТОРА «БОЖЕСТВЕННОЙ КОМЕДИИ»
Первая часть эпической поэмы «Божественная комедия» называется «Ад» и содержит такие слова о ростовщичестве:
«Еще раз вернитесь немного назад к тот момент, —
сказал я, — где вы утверждаете, что ростовщичество оскорбляет божественную доброту, и развяжите этот узел.
«Данте помещает ростовщиков в самый низший подкруг седьмого круга ада, вместе с другими, чьи грехи рассматриваются как насилие над природой и Богом; многие отмечают, что ростовщики находятся в аду глубже, чем жестокие убийцы, самоубийцы, богохульники и содомиты. Данте рассматривает ростовщиков как извращенное искусство, т. е. противоположность мастерства, с помощью которого мы должны созидать и творить и тем самым подражать благости Божией. Ростовщичество — это антиискусство: оно не производит ничего существенного; представляет собой всего лишь набор манипуляций с деньгами и, следовательно, на самом деле не способствует «творческому пути и развитию человечества». Оно создает иллюзию этого и, следовательно, представляет собой своего рода насмешку как над человеческим разумом, так и над божественным провидением, — фактически, своего рода всеобщее насилие над ближним, Богом…
871 ГОД — НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ КОРОЛЯ АНГЛИИ АЛЬФРЕДА
Король Альфред (Альфред Великий) ввел закон, согласно которому ростовщики, берущие ростовщическую плату, должны были отдать все свое имущество королю.