Откуда у церкви деньги? Ну конечно же, храмы строятся не за счет оболванивания “доверчивых” бабушек и нищих простолюдинов.
Кто был на службе хоть раз, легко может посчитать “доход” от одного богослужения – продажи свечек и пожертвований в ящик. 1-3 сотни гривен. И богослужений таких в месяц у небольшого храма всего 4. Откуда ж золоченные купола и автомобили у батюшек, иногда дорогие? Ну конечно не благодаря “голодающим бабушкам”…
Все это – пожертвования богатых и влиятельных прихожан. Такое было в средневековье. Ничего не изменилось и сейчас:
Вот что пишет Лиетар Бернар:
“Следует отметить, что аббатства не подлежали общему правилу: их строили и ими владели те, кто в них жил. Основная масса финансирования для аббатств будет приходить из пожертвований знатью земли или других даров.”
Богатые люди строили монастыри и храмы, и отдавали на эти нужды далеко не последнее. Поэтому призывы “все отнять у попов и поделить между нищими” – это более чем экстремизм.
Если уж есть желание проанализировать «церковь как бизнес» — ну так можно этим заняться.
Для начала ответить на простые вопросы:
1) Сколько регулярных прихожан в вашей церкви?
2) Сколько они жертвуют каждый службу?
3) Сколько стоят требы (да, есть расценки, но для неимущих — все делается бесплатно, обязаны делать)
4) Какая потенциально выручка от продажи свечей и другого товара (с учетом рентабельности)
И с другой стороны
1) Сколько стоит содержание храма (газ, электричество, ремонт)
2) Сколько стоит капитальное строительство (новый храм или хоз постройки)
3) Какие накладные расходы (поездки, бензин, благотворительность, содержание клира)
Соотнесите дебет с кредитом и увидите реальную картину «бизнеса».
Будет статистика — будет разговор. А пока все сводится к тому, что священник должен бесплатно раздавать свечи и обслуживать потребности прихожан.
«И можно ли надеяться на надлежащее внимание батюшки без денег?» — можно. Но подумайте, чем священник питается на завтрак обед и ужин?
Если все подсчитать скурпулезно, получается что церковь — плохой бизнес. А если не бизнес — то что?